• 4 июня 2010

    Выруливая из кризиса

    Несмотря на внушительный спад объемов продаж автомобилей в России и заградительные пошлины на их ввоз, стивидорные компании рассчитывают на восстановление грузопотока Ro-Ro грузов и продолжают инвестировать в расширение соответствующих терминальных мощностей, прежде всего на Северо-Западе России. В то же время, отмечается и ряд проблем на этом пути.
     
    Пройденные виражи

    Перевалкой автомобилей на Северо-Западе РФ занимаются такие компании, как «Российские транспортные линии» (РТЛ), «Петролеспорт» (входит в группу «Н-Транс») и «Компания «Усть-Луга». В сравнении с показателями прошлого года, объем перевалки автомобилей на всех терминалах в 2010 г. показал положительную динамику.

    Как следует из материалов РТЛ, в 2009 г. объем перевалки автомобилей через терминал в Большом порту Санкт-Петербург снизился в 2,6 раза – до 55 тыс. 646 ед. в сравнении с показателем 2008 г., а за первые 5 месяцев текущего года составил 19 тыс. 271 ед.

    Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе Н-Транс, в 2009 году на специализированном терминале Ro-Ro в «Петролеспорту» было перегружено 36 тыс. 981 ед. техники, из них легковых автомобилей – 27 тыс. 649 ед., за первые четыре месяца 2010 года – 9 тыс. 894 ед., из них легковых автомобилей – 6 тыс. 392 ед. производства Mitsubishi, Hyundai, машины китайских производителей и др.

    В настоящее время с ОАО «Петролеспорт» ведут переговоры новые Ro-Ro операторы, заинтересованные в услугах компании.

    За 5 месяцев 2010 года автомобильный терминал на территории «Третьей стивидорной компании» обработал 4 147 легковых автомобиля Volkswagen. Всего в 2010 году через терминал планируется перегрузить 30 тыс. автомашин, - сообщили ИАА «ПортНьюс» в управляющей компании.

    Многопрофильный перегрузочный комплекс (МПК) «Юг-2» в Усть-Луге за 2009 г. обработал около 15 тыс. автомобилей, за январь-май 2010 г. порядка 8,6 тыс. автомобилей. Как отметил заместитель генерального директора ОАО «Компания «Усть-Луга», начало 2010 г. было для терминала тяжелым. «Кто отслеживает автомобильную статистику знает, что январь 2010 г. был по продажам и по импорту автомобилей самым плохим за последние несколько лет, но начиная с февраля отмечается положительная динамика и рост идет уже пятый месяц подряд, растет грузопоток», - сказал Александр Головизнин. По его словам, автомобили Toyota сейчас доставляются в рамках регулярной линии по 5 судозаходов в месяц, ведутся переговоры с другими поставщиками.

    «Объем грузопотока автотранспорта достаточно велик и имеет тенденцию к увеличению и проблемы грамотного оформления и нехватки площадей, о которых мы было забыли, начиная с конца 2008 года, опять становятся актуальными», - говорит Константин Сковорода.

    Накатившиеся проблемы

    Тем не менее, на пути дальнейшего развития Ro-Ro терминалов в морских портах стоит ряд проблем.

    Одной из них  глава РТЛ считает вопросы таможенных преобразований. «Тяжело жить в эпоху перемен, тем более, когда они происходят постоянно. И еще сложнее объяснять это нашим иностранным клиентам», - пояснил Константин Сковорода. Отметим, что с 1 июля 2010 г. вступает в силу Таможенный Кодекс Таможенного союза, вносящий некоторые изменения в порядок оформления грузов прибывающих морским транспортом.

    Помимо этого, дректор РТЛ опасается необдуманных действий со стороны частных инвесторов, которые заявляют о нереалистичных планах по созданию Ro-Ro терминалов, что создает у клиентов искаженное представление о развитии портовой инфраструктуры Северо-Запада РФ. «Это выставляет нас клоунами в общении с европейскими партнерами», - сетует руководитель транспортной компании.

    В настоящее время автомобили в Россию доставляются фидерными судами с перегрузкой в иностранных портах Балтики. Однако океанские линии уже начали проявлять интерес к возможности организации прямых судозаходов. В частности, недавно представитель Hoegh Autoliners в России Томаш Лис сообщил, что компания планирует организацию прямых океанских судозаходов в Усть-Лугу.

    По словам Константина Сковороды, для того, чтобы заинтересовать судоходные компании на организацию прямых судозаходов в российские порты вместо финских, необходимо содействие государства при ведении переговоров о портовых сборах и других аспектах линейных заходов.

    В настоящее время РТЛ реализует проект строительства нового терминала «Новая Гавань» в порту Усть-Луга. Первая очередь, запланированная к сдаче на 2010 г., рассчитана на пропускную способность в 120 тыс. автомобилей в год и 2150 машиномест. Полное развитие, на которое предполагается выйти к 2014 г., предполагает расширение площади терминала до 55,55 га, 30 тыс. машиномест и пропускную способность 450 тыс. автомобилей в год.

    Также в Усть-Луге 10 июня 2010 года должна быть сдана вторая очередь МПК «Юг-2». Там уже построена железная дорога, замощено порядка 8 га под тяжелую технику, доставляется оборудование. В стадии подписания – два контракта под загрузку второй очереди комплекса.

    На перевалку грузовой автотехники ориентирован и проект строительства терминала в Бронке (аванпорт Большого порта Санкт-Петербург), инвестором которого выступает ООО «Феникс». По словам директора по строительству компании Юрия Погнаева, к строительству морского многопрофильного перегрузочного комплекса «Бронка» планируется приступить в июле 2010 года, а к 2013 году должна быть построена первая очередь комплекса, рассчитанного на перевалку 130 тыс. ед. грузовой техники. К 2015 году планируется завершить вторую очередь комплекса мощностью в 260 тыс. ед. Ro-Ro грузов. Юрий Погнаев отметил, что в мае текущего года уже начались подготовительные работы на площадке, предназначенной для этого проекта.

    Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен