• 21 апреля 2010

    Хлебные места


    Прошедший год продемонстрировал впечатляющий рост (в 2,3 раза по данным АСОП)  грузооборота зерна в российских морских портах,  что во многом было предопределено снижением транспортных тарифов, которое стимулировало перевалку зерна через отечественные морские терминалы. Первый квартал 2010 года, хотя и не столь динамично, но в целом продолжил тенденцию роста.

    Основной объем перевалки зерновых в I квартале 2010 года, как и прежде, предоставили мощности порта Новороссийск. Так, группой "Новороссийский морской торговый порт" было перевалено 2 млн 222 тыс. т. зерна, что на 6,5% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

    Помимо действующих мощностей, в эксплуатацию вступают новые - в частности, запущенный в феврале текущего года зерновой терминал "Туапсинского морского торгового порта" (входит в группу Universal Cargo Logistics Holding B.V), позволил обработать 253 тыс. тонн зерна, в 3 раза увеличив показатель перевалки этого груза на экспорт по сравнению с прошлым годом.

    В то же время, в Ейске, Азове и Ростове объем перевалки зерновых сокращается. В частности, по данным ИАА "ПортНьюс", более чем на 25% сократился объем перевалки через терминал ОАО "Ейский портовый элеватор" - до 160 тыс. т.

    "Азовским портовым элеватором" было перевалено 112 тыс. т., что почти на 30% ниже, чем в прошлом году. "Азовским зерновым терминалом" (приобретается "Росинтерагросервис" у Valars Group), в первом квартале было перевалено 85,5 тыс. т.

    "Ростовский зерновой терминал", в свою очередь, сократил грузооборот почти на 16% - до 84 тыс. т.

    Отметим, что оптимизм компаниям, занимающимся перевалкой зерна в морских портах России, могут придать заявления представителей правительства РФ. В частности, в ходе своего недавнего выступления в Госдуме, председатель правительства Владимир Путин высказал убеждение, что инвестиции в развитие морских портов особенно актуальны в связи с ростом агропромышленного сектора. А первый заместитель председателя правительства Виктор Зубков сообщил в ходе встречи с президентом Дмитрием Медведевым, что в 2010 г. ожидается увеличение экспорта российского зерна - до 22,5 млн т.

    "За последние десять лет удвоилось производство зерна. Если в 1999 году оно было порядка 54 миллионов тонн, то, Вы знаете, что в 2008 году – уже 108 миллионов тонн – в два раза больше, в прошлом году – 97 миллионов тонн. Таким образом, средний показатель за последние два года – порядка 100 миллионов тонн. Наше внутреннее потребление – 80 миллионов тонн. На 1 июля мы планируем иметь переходящие остатки в размере 20–21 миллиона тонн. Мы, конечно, имеем в последние годы большое количество зерна", - сказал Зубков.

    C другой стороны, есть и отрицательные факторы. К примеру, Иран планирует экспортировать в мае 2010 г. около 2 млн тонн пшеницы в ОАЭ, Оман и Египет. Для российский экспортеров это стало неприятным сюрпризом. Впрочем, на ситуацию в целом это вряд ли повлияет - рост экспортного грузового потока в 2010 году будет расти. И не только на Ближний Восток, но и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

    Не югом единым

    Действительно, возможностями перевалки зерна в последнее время активно интересуются и дальневосточные стивидорные компании.

    Так, ОАО "Владивостокский морской торговый порт" и администрация Новосибирской области недавно объявили о намерении активно взаимодействовать по вопросам организации экспорта российского зерна в страны Азиатско-Тихоокеанский региона. Ими были определены основные аспекты взаимодействия в вопросах  снижения транспортных расходов  при  перевозке  зерновых грузов в направлении дальневосточных портов, совместной работы по развитию транспортной инфраструктуры для хранения, перегрузки, перевозки зерна в рамках Дальневосточного зернового коридора и, в частности, зернового терминала в порту Владивосток.  Также представителями ВМТП и администрации рассмотрены возможные схемы формирования и организации поставок партий зерна из Новосибирской области в АТР через порт Владивосток.
     
    Отметим, что в настоящее время ВМТП является единственной дальневосточной стивидорной компанией, которая может обеспечить перевалку зерновых по всем направлениям:  импорт, экспорт и каботаж. Существующие производственные мощности позволяют обрабатывать по прямому варианту "вагон - судно"  до 1 млн тонн зерна в год.

    В I квартале 2010 года объем перевалки  зерновых в ВМТП составил 38 тыс. 152,4 т, из которых в экспортном направлении было обработано 28 тыс. 174,7 т, каботажном - 9 тыс. 977,7 т.

    Сейчас ВМТП  строит специализированный терминал по перевалке зерновых грузов мощностью в  3  млн тонн в год.

    Что касается Северо-Западного бассейна, то и здесь есть рост. Так, калининградским "Портовым элеватором" в I квартале было перевалено в 3,3 раза больше зерновых, чем в предыдущем году.

    Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен