Сами себе стивидоры
Резиденты особой экономической зоны в Калининградской области ООО «БалтТехПром» и аффилированная с ним ЗАО «Алко-Нафта» решили не прибегать к услугам действующих стивидоров порта Калининград и создадут собственный морской портовый комплекс для перевалки производимого предприятиями ПЭТ-гранулята. В перспективе на комплексе также могут быть созданы причалы для приема накатных грузов.
ООО «БалтТехПром» планирует к 2016 году создать в Калининградской области в рамках Балтийского промышленного парка многопрофильный морской порт. Как сообщил журналистам исполнительный директор ООО «БалтТехПром» в рамках конференции «Портовая инфраструктура Северо-Запада: от проекта до эксплуатации» Виктор Ларин, порт будет включать в себя контейнерный терминал мощностью до 880 тыс. TEUs в год. В качестве варианта рассматривается возможность использования части территории порта для причалов Ro-Ro.
Порт предполагается строить под грузовую базу, обеспечиваемую продукцией завода «БалтТехПром» и ЗАО «Алко-Нафта» (в качестве владельца данных компаний называется председатель совета директоров Марийского НПЗ Алексей Милеев) в объеме 220 тыс. тонн ПЭТ-гранулята в год. В перспективе также возможна организация перевалки нефтехимических грузов.
Объем инвестиций в портовый проект составляет 15-20 млн евро, из них 60-70% - собственные средства инвестора.
Терминал ориентирован на круглогодичный прием судов дедвейтом до 20 тыс. тонн.
В 2010 году планируется разработать проектно-сметную документацию и начать строительство, в 2013 году - ввод в эксплуатацию первой очереди терминала, в 2017 году – выход на полную мощность.
Финансовый консультант проекта – Deutsche Bank. Технический консультант – компания Hamburg Port Consulting.
ООО «БалтТехПром» является резидентом Особой экономической зоны и инвестором создания Балтийского промышленного парка.
По словам Виктора Ларина, компания решила не обращаться к действующему стивидору ОАО «Калининградский морской торговый порт», чтобы не зависеть от внешних контрагентов, так как портовый комплекс будет ориентирован на собственную грузовую базу предприятия.
Предполагается, что большая часть продукции будет отправляться на экспорт, около 40% - в Россию.
Отметим, что в порт Калининград действительно испытывает сложности, прежде всего из-за железнодорожных тарифов, о чем ИАА «ПортНьюс» писало в разделе «Актуальная тема» от 21 октября 2009 г.
С другой стороны, существует проект создания контейнерного порта-хаба в Калининградской области.
Проблема для действующих стивидорных компаний заключается в том, что морской транспорт в Калининградской области неразрывно связан с железной дорогой: около 90% грузов завозится в Калининградский порт по железной дороге из основной части России через территории иностранных государств.
Прецедент «БалтТехПрома» интересен тем, что грузовая база создается непосредственно в Калининградской области, резидентом ОЭЗ. В случае успеха проекта это может придать импульс другим инвесторам размещать свои производства в области с созданием собственных перевалочных мощностей.
По мнению ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, компания приняла решение о строительстве собственного портового комплекса, значит, она не удовлетворена тем, как её грузы обрабатываются и перевозятся имеющимися стивидорами.
«Другой возможной причиной является желание обеспечить своему нестандартному грузу, наилучшие условия для хранения и перевалки, возможно, что действующие стивидоры не могут обеспечить этого. И третьей причиной, может быть то, что компания рассчитывает создать из этого комплекса самостоятельный бизнес, когда предложит свой терминал для других российских производителей химической продукции, желающих экспортировать собственную продукцию», - полагает эксперт.
Впрочем, по мнению Дмитрия Баранова, массового строительства таких комплексов ожидать не стоит. «Не у всех есть деньги на это, не у всех есть желание. Тем не менее, могут найтись резиденты, которые будут готовы создать подобные собственные комплексы из-за недовольства работой существующих терминалов», - говорит аналитик.
«В целом инвестиционный климат в области можно назвать умеренным, риски инвестирования низкие. Несмотря на то, что в области действует режим свободной экономической зоны, её привлекательность снижена из-за эксклавного положения. Удалённость от России и непростая транспортная доступность также снижает привлекательность региона для инвесторов. Вместе с тем, в регионе имеются свободные трудовые ресурсы, что частично восстанавливает его инвестиционную привлекательность», - пояснил ИАА «ПортНьюс» Дмитрий Баранов.
Туапсе дольют нефтепродуктами
Туапсинский терминал «Роснефти» расположен в непосредственной близости от Туапсинского НПЗ. Как указано в материалах компании, мощность терминала составляет 10,2 млн т нефтепродуктов в год. Терминал используется для экспорта нефтепродуктов, производимых на Туапсинском и Самарских НПЗ НК «Роснефть», и позволяет существенно повысить эффективность реализации продукции компании.
Мощность терминала планируется увеличить до 17 млн т в год, что позволит без сбоев обслуживать экспортные потоки Туапсинского НПЗ, объемы производства которого значительно возрастут по завершении реконструкции.
Дополнительно, по информации участников рынка, с 2011 г. может осуществляться перевалка нефтепродуктов на причалах 1а и 1б, в том числе 3 млн т. топочного мазута, 3 млн т. дизельного топлива и 1 млн т. бензина.
Тамани насыпят зерна
ООО "Пищевые Ингредиенты" планирует построить зерновой терминал в порту Тамань мощностью до 9 миллионов тонн в год к середине 2014 года. Проект реализуется на имеющемся в собственности компании участке (3,2 га) на территории порта Тамань. Перевалочный комплекс будет включать в себя зерновой элеватор, подходную эстакаду с расположенным на ней транспортером отгрузки зерна и глубоководные зерновые причалы с загрузочными башнями.
Первую очередь проекта планируется ввести в четвертом квартале 2010 года, выход на полную мощность предусматривается в середине 2014 г. Расчетная мощность комплекса составляет 5 млн т. с возможностью увеличения до 9 млн т. в год.
Проект предусматривает удлинение подходной эстакады, ее расширение, а также строительство двух зерновых причалов с подходными башнями, способные принимать суда дедвейтом до 40 тыс. т.
Завод ООО "Пищевые ингредиенты" располагается на территории нового российского черноморского порта Тамань и является первой очередью производственно-логистического комплекса компании "Эфко".