• 21 января 2010

    Прожекты и проекты

    Кризисный год наложил свой отпечаток на портовые проекты – не все заявленные компаниями и государством планы были выполнены в ушедшем году. В 2009 году в России должны были быть введены в эксплуатацию несколько перегрузочных портовых комплексов общей мощностью 54 млн тонн. Такое заявление сделал министр транспорта Игорь Левитин, выступая в Государственной думе в апреле прошлого года. Реальный ввод объектов по грузообороту, по оценке ИАА «ПортНьюс», составил порядка 70% от запланированного.

    Северо-западное сияние

    По словам главы транспортного ведомства, в 2009 году, в частности, должно было завершиться строительство автомобильно-железнодорожного паромного комплекса и нефтеналивного терминала в порту Усть-Луга.

    Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс  в 2009 г. обеспечивал регулярное сообщение два раза в неделю. С 2009 года открылось паромное сообщение с Германией. В 2010 году планируется его выход на полную мощность — 2,9 млн тонн год. Тем не менее, автомобильная составляющая комплекса так и не создана. Кроме того, ОАО «Компания «Усть-Луга» планировала объединить комплекс в единую технологическую цепочку с собственным Ro Ro терминалом многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2», чего также пока не произошло.

    Как ранее сообщал президент ОАО «Компания Усть-Луга» Валерий Израйлит, объединение позволило бы повысить эффективность управления и инвестиций. «Технически здесь нет никаких препятствий, потому что технологически эти проекты связаны, как инфраструктурно, так и территориально», - пояснял председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга».

    ОАО «Роснефтьбункер» (контролируется швейцарским трейдером Gunvor) осуществляет строительство комплекса наливных грузов в порту Усть-Луга. Строящийся комплекс является одним из крупнейших в России нефтеналивных терминалов, он предназначен для хранения и отгрузки на экспорт сырой нефти, а также дизельного топлива, мазута, бензина, газового конденсата. Глубина у причалов позволит принимать танкеры водоизмещением до 120 тыс. тонн. Тем не менее, ввод его в эксплуатацию был перенесен на первое полугодие 2010 г. Теперь ввести первую очередь комплекса мощностью 7 млн тонн в год  планируется весной 2010 года.

    Напомним, что в августе генеральный директор "Роснефтьбункера" Константин Хамлай сообщал, что терминал планируется ввести в конце декабря 2009 года. Первое судно  тогда предполагалось поставить под загрузку 26 декабря. Причины переноса сроков не раскрываются.

    Помимо этого, в 2009 году был реконструирован подходной канал к порту Усть-Луга: он был расширен до 180 м. и углублен до 16 м. 29 декабря канал сдан в эксплуатацию, теперь порт сможет принимать суда с осадкой до 13,7 м., а при благоприятной погоде – до 14,5 м. Реконструкция канала велась по заказу Росморречфлота и ФГУП «Росморпорт» за счет средств федерального бюджета.

    Нефть и газ полились на Восток

    Вместе с тем, дальневосточные планы государства по открытию нового экспортного нефтеналивного порта удалось реализовать в последние дни года – это комплекс для перевалки нефти в бухте Козьмино (Приморский край). Первая отгрузка нефти с терминала на танкеры состоялась 28 декабря 2009 года. С начала 2010 года по состоянию на 20 января в специализированном морском нефтеналивном порту в бухте Козьмино было обработано 5 танкеров. Каждая танкерная партия составила 100 тыс. тонн нефти. Итого с начала года было отгружено на экспорт 500 тыс. тонн. С момента запуска трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» в эксплуатацию – 28 декабря 2009 года, к причалу спецморнефтепорта были пришвартованы танкеры Libya, Pacific Energy, дважды – Moscow University и Ashahda.

    Порт предназначен для обработки судов дедвейтом от 80 до 150 тыс. тонн. Первый танкер, ставший у причала в 2010 году – Libya, имел максимальное водоизмещение – 150 тыс. тонн. В ближайшие дни порт примет танкеры-стотысячники Atlantic explorer и Sky lady, что увеличит объемы перевалки за январь 2010 года до 700 тыс. тонн.

    Также министр говорил о планах ввода в 2009 г. нефтеналивного комплекса в порту Пригородное и угольного терминала в Ванино. Из федерального бюджета на эти проекты было выделено 16,9 млрд руб., частные инвестиции оценивались в 79,3 млрд руб.

    18 февраля 2009 года был запущен завод «Сахалин Энерджи»,  перерабатывающий добываемый в рамках проекта «Сахалин-2» газ, который по 800-километровому трубопроводу поступает на завод в Пригородное на юге Сахалина. Годовая мощность завода - 9,6 млн тонн СПГ. Для транспортировки сжиженного газа с завода используются танкеры, вмещающие от 18 до 145 тыс. кубометров газа. Порт в Пригородном начал работу в мае 2009 г.

    Угольный терминал мощностью 12 млн. тонн угля в год в бухте Мучке порта Ванино (Хабаровский край),  в ушедшем году запущен не был. На его достройку в конце декабря инвестором проекта ОАО "Сибирская Угольная Энергетическая Компания"  был привлечен кредит «Внешэкономбанка» в объеме 1,5 млрд руб.

    Напомним, что порт Ванино ориентирован на перевалку угля с месторождений СУЭК для обеспечения экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а также угля других компаний.  Предполагается, что Ванино станет крупнейшим угольным портом на Дальнем Востоке и вторым по величине в России, где будет обеспечена возможность приема и обработки судов с грузоподъемностью более 170 тыс. тонн.
     
    Софья Винарова.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен