• 15 января 2010

    Железнодорожные штормы

    ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) на днях вновь ввели конвенцию на погрузку в адрес дальневосточных портов. «Традиционно» приостановлена погрузка угля в адрес порта Ванино. Однако помимо этого, в «пробке» оказались составы с контейнерами, адресованными стивидорам Владивостокского порта.

    Как сообщила пресс-служба РЖД, в частности, запрещена погрузка угля со станций Восточно-Сибирской и Красноярской железных дорог на станцию Ванино-Экспорт для ЗАО «Дальтрансуголь». Среднесуточная выгрузка угля для ЗАО «Дальтрансуголь» в январе 2010 года составила 93 вагона при согласованной норме 325 вагонов, в ожидании разгрузки простаивают 25 поездов.

    Кроме этого, также с  10 января прекращена погрузка грузов в контейнерах назначением на станцию Владивосток Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) для ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП), а также на станцию Мыс Чуркин ДВЖД. При этом на станции Владивосток «брошено» 13 поездов с контейнерами, на станции Мыс Чуркин - 29 поездов.

    Всего на Дальневосточной железной дороге в ожидании выгрузки простаивают более 150 грузовых поездов.

    Конвенции на погрузку угля в адрес Дальневосточных портов стали уже плохой традицией. Последний раз они уже вводились около месяца назад. По мнению экспертов, проблемы с перегрузкой угля на Дальнем Востоке возникают по объективным причинам – а именно высоким спросом на сырье со стороны Китая. Однако теперь речь идет уже и о контейнерах, перевалка которых, напротив, в кризисный период падает.  В частности, перевалка контейнеров на экспорт ВМТП за 2009 г. сократилась на 28% в сравнении с показателем 2008 г. - до 72,8 тыс. TEUs. «Владивостокский контейнерный терминал» (ВКТ, управляется ВМТП и группой Fesco) сократил контейнерооборот в экспортном направлении за 2009 г. до 68 тыс. 79 TEUs, общий контейнерооборот терминала сократился на 15%.

    По мнению РЖД, заторы возникают по вине стивидорных компаний, которые не выполняют нормативы суточной разгрузки вагонов. Сами портовики жалуются на сложные погодные условия. В частности, как сообщила пресс-служба ВМТП, штормовая погода конца декабря - начала января, вызвавшая отклонения в работе ВКТ, а также несвоевременная отправка  порожних и груженых фитинговых платформ с припортовой железнодорожной станции Владивосток и привела к появлению на ДВЖД  «брошенных» контейнерных поездов.

    По словам директора по производству ОАО «Владивостокский морской торговый порт» Сергея Лопунова, в настоящее время на ДВЖД находятся несколько «брошенных» контейнерных поездов, отравленных ранее в адрес ВМТП. В них находится груз, предназначенный не только для ВКТ, но и для других стивидорных компаний порта. Из-за сбоев в отправке подвижного состава сейчас на Владивостокском контейнерном терминале заняты  железнодорожные пути.  Это препятствует подаче вагонов  на фронты погрузки-выгрузки ВКТ. Другие же терминалы ВМТП, свободные и  готовые принимать грузы под обработку, стали заложниками данных обстоятельств, - утверждает Сергей Лопунов. 

    В сложившейся ситуации руководством ВМТП было инициировано экстренное совещание с участием  представителей железной дороги, ВКТ, компаний-операторов подвижного состава. Участники встречи выработали ряд решений, направленных на стабилизацию обстановки с «брошенными» контейнерными поездами. Ситуацию предполагается разрешить в 20 числах января.

    Тем не менее, нет никакой гарантии, что она не будет повторяться. Какие меры предполагается предпринять для предотвращения «пробок», портовики  комментировать не хотят.

    Вероятно, для существенного ускорения перегрузки необходимы дополнительные инвестиции в развитие портового хозяйства. Однако идти на них стивидорные компании, скорее всего, не готовы, ввиду сложности прогнозирования экономической конъюнктуры и прежде всего, динамики спроса на сырье со стороны китайской промышленности, в адрес которой и происходит основной объем отгрузок из российских дальневосточных портов.

    Между тем, по предварительным данным, грузооборот китайских морских портов за 2010 г. вырос приблизительно на 8% по сравнению 2009 г. Кроме того, индекс стоимости фрахта Baltic Dry, отражающий изменения стоимости морской транспортировки сырья – металла, железной руды, угля, а также зерна, демонстрировал на протяжении последнего года сильную волатильность, что говорит о низкой предсказуемости рынка морской транспортировки сырья.

    Виталий Чернов.

    Об аналогичной ситуации на Северо-Западе читайте в разделе "Новости" ИАА "ПортНьюс".
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен