• 7 декабря 2009

    Уплывающие кадры

    В связи с мировым финансовым кризисом «кадровая» тема в транспортной отрасли несколько потеряла свою актуальность. Тем не менее, ситуация с наполнением водного транспорта квалифицированными кадрами сама по себе не разрешится. Для России она стоит особенно остро – отечественные компании далеко не всегда могут предложить конкурентоспособные условия сотрудникам, которые благополучно устраиваются в иностранные компании.  Более того, в ближайшие годы из-за демографической «ямы» в России может возникнуть острый дефицит притока молодых людей в транспортную отрасль.

    По данным министерства транспорта России, за последние три года количество занятых в транспортной отрасли (по всем видам транспорта) сотрудников составляло 2,6 млн человек. В 2009 г. под влиянием кризисных явлений в экономике на транспорте стало работать на 5% меньше. Причем сокращение числа сотрудников коснулось всех видов транспорта (за исключением городского). Тем не менее, по мнению министра транспорта России Игоря Левитина, которое он высказал в ходе состоявшейся на прошлой неделе II Всероссийской конференции «Санкт-Петербург – морская столица России. Кадровая политика», к 2012 г. потребность в кадрах на транспорте возрастет на 3% - и то при условии того, что производительность труда вырастет на 8%.

    Ситуация с кадрами на морском транспорте на этом фоне выглядит особенно тревожно. По словам Игоря Левитина, испытывая постоянное давление иностранных фрахтовых компаний, морской транспорт России стремится заменять морских специалистов речниками.

    По словам президента государственной морской академии им. адм. Макарова (Санкт-Петербург) Ивана Костылева, в Международной морской организации (IMO) рассматривается вопрос о создании единой международной системы подготовки специалистов морского флота. По его словам, в случае положительного решения необходимость создания такой системы войдет в протокол саммита IMO, который состоится летом 2010 г.  «Сегодня сформировался международный рынок труда моряков и интернациональные экипажи судов, включая современные танкеры и газовозы, становятся обычным вариантом», - пояснил Иван Костылев.

    Президент «Макаровки» уверен, что необходимо возродить практику наличия учебных мест на судах для стажеров.

    «Для транспортников, где ошибка специалиста может стоить очень дорого, блок практической подготовки, бесспорно, исключительно важен. Не будем называть конкретные случаи аварий танкеров, гибели пассажирских судов и паромов – это звучало уже много раз, но отметим, что в большинстве случаев причиной являются неправильные действия человека, хотя теоретически он бесспорно знал, что надо бы делать в той или иной ситуации, а вот как это сделать и какова оперативность действий – тут уже нужен опыт», - пояснил Иван Костылев.

    Помимо этого, по мнению руководителя академии, нужно объединить обучение специалистов транспортного и рыбопромыслового флота. «Моряк – он и есть моряк, а своей специфике можно обучиться дополнительно», - считает президент академии. Слияние морской транспортной школы и школы рыбаков сократит расходы на водном образовании в целом, за счет интеграции кадровых и материальных ресурсов, увеличит возможности использования производственных судов для организации практики.

    По словам Ивана Костылева, основными предпосылками качественной подготовки специалистов морского транспорта являются такие, как наличие учебного флота, создание преференций для транспортных судов с практикантами на борту и развитие тренажерной базы.

    Начальник организационно-правового управления Федерального агентства морского и речного транспорта  Александр Самсонов считает, что судоходные компании России пока слабо участвуют в подготовке кадров плавсостава, а механизмы государственно-частного партнерства в этой области не работают. «Участие судоходных компаний в подготовке кадров ограничивается договорами на частичную компенсацию затрат в объемах 5–7 % от потребной стоимости на подготовку, - говорит Александр Самсонов. - При этом к взаимодействию на договорных условиях готовы только крупные судоходные компании».

    Помимо этого, существует проблема пополнения и удержания научно-преподавательского состава соответствующих учебных заведений. В современных сложных экономических условиях, по мнению Александра Самсонова, основными кадровыми проблемами здесь являются такие, как резкое сокращение количества молодых специалистов, поступающих в аспирантуру и докторантуру и желающих посвятить себя преподавательской работе; «скрытая миграция» высококвалифицированных преподавателей высшей школы,  которые вынуждены из-за экономических трудностей заниматься деятельностью, не связанной с учебным процессом, что приводит к потере ими квалификации, снижению интереса к преподавательской работе и ответственности за результаты своего труда.

    В 2009 году прием в вузы Росморречфлота составил: на уровень высшего профессионального образования всего 5395 чел. (дипломированных специалистов 5082 чел., бакалавров 302 чел. и магистров 11 чел.),  на уровень среднего профессионального образования всего 5742 чел., в том числе 4672 чел. по очной форме обучении.

    Выпущено в 2009 году специалистов с высшим профессиональным образованием всего 8998 чел, в том числе 3642 чел., подготовленных за счет средств федерального бюджета, из них 2764 чел. по очной форме обучения. Со средним профессиональным образованием 5213 чел., в том числе 4362 чел., подготовленных за счет средств федерального бюджета, из них 3483 чел. по очной форме обучения.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен