• 28 сентября 2009

    Кризису подвели черту

    В Санкт-Петербурге в рамках деловой программы X Юбилейной международной выставки «НЕВА-2009» ИАА «ПортНьюс» провело конференцию «За кризисной чертой. Новые векторы развития водного транспорта». Докладчики – крупные международные эксперты в сфере морского транспорта, представители министерства транспорта России, министерства финансов, российской таможни, Росрыболовства, ФГУП «Росморпорт», порта Роттердам, российских портов и транспортных холдингов обрисовали перспективы дальнейшего развития ситуации в отрасли и рассказали о ходе реализации крупнейших портовых инвестпроектов.

    Миру нужны российские порты…

    В мире ощущается дефицит портовых активов, а наиболее перспективными регионами для их создания и развития являются Восточная Европа, Россия и Азия. С таким неожиданным мнением в ходе конференции выступил профессор имперского колледжа Лондона Халид Бишоу, имеющий опыт работы по морской тематике в ведущих международных организациях. По его мнению, в настоящее время можно говорить о перепроизводстве судов, которые строились до кризиса в расчете на продолжение бурного роста рынка международных морских перевозок, при одновременной нехватке портовых мощностей, особенно контейнерных терминалов. «Несомненно, процесс контейнеризации грузов будет продолжаться», - уверен Халид Бишоу. Международные контейнерные перевозчики намерены инвестировать в создание и развитие соответствующих портовых мощностей. По информации эксперта, они проявляют интерес, в том числе, и к инвестированию в портовую инфраструктуру России.

    Как сообщила в ходе конференции директор по маркетингу ООО «Национальная контейнерная компания» (НКК) Ольга Деньщикова, потребность в инвестициях на развитие российских контейнерных терминалов оценивается экспертами (НКК) в настоящее время в $6,5-7,5 млрд.  По ее словам, инвестиции требуются как для развития портовой, так и логистической составляющей контейнерных терминалов России. По мнению эксперта, привлечь эти средства отрасль сможет после 2011 года.

    В России приход иностранных инвесторов мог бы осуществляться в рамках схемы государственно-частного партнерства. По данным Халида Бишоу, 95% новых портовых проектов в мире создаются именно по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП), причем 25% портов управляются частными компаниями. При этом ученый подчеркнул, что привлечение частного капитала предпочтительнее осуществлять на долгосрочной основе во избежание возможных рисков – в мировой практике имеются примеры, когда международные частные инвесторы бросали начатые проекты из-за изменившейся конъюнктуры или по другим причинам, в результате чего государства теряли свои инвестиции и созданные рабочие места. О том, как работают в России проекты на условиях ГЧП участникам конференции рассказал представитель ФГУ «Дирекция госзаказчика программ развития морского транспорта» Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России Роман Межлумян.

    Заслушав его доклад, английский эксперт отметил, что, наиболее эффективно портовая инфраструктура работает в развивающихся странах и именно в них может быть направлен основной поток инвестиций. В качестве примера неэффективной работы портов, Халид Бишоу выделил портовую инфраструктуру в США.

    А российским портам нужны хорошие законы

    Для того, чтобы успешно привлекать иностранные инвестиции, в России необходимо создавать и совершенствовать нормативно-правовую базу. О процессе развития системы государственно-частного партнерства, совершенствовании законодательной базы и приведения работы российских портов в соответствие с международными стандартами в ходе конференции говорили представители министерств транспорта и финансов России.

    Так, по словам директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта министерства транспорта Алексея Клявина, в настоящее время в России соотношение государственного и частного капитала в портовых проектах примерно совпадает с мировым показателем. С этим мнением согласился и Халид Бишоу. «Таким образом, можно сказать, что мы в этом плане идем вровень с мировыми тенденциями», - отметил Алексей Клявин. Кроме того, он сообщил, что 28 сентября 2009 года в России начнется добровольный аудит международной морской организации (ИМО), с помощью которого будут выявлены слабые стороны и недоработки портовой отрасли страны и выработаны меры по их исправлению и приведению в соответствие с международными нормами и стандартами.

    Выступивший на конференции заместитель руководителя департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства финансов Сергей Разгулин, со своей стороны, сообщил, что в правительство направлен законопроект, освобождающий порты от налога на имущество.

    По его словам, налоговая льгота коснется тех портов, где в настоящее время за счет средств федерального бюджета осуществляются работы по развитию инфраструктуры. «Тот прирост стоимости имущества порта, который произойдет в результате реконструкции и модернизации, и который повлечет за собой сумасшедшие налоговые отчисления, мы предлагаем на 15 лет освободить от налога на имущество», – сказал Сергей Разгулин.

    Частники не дремлют

    Понятно, что если говорить о развитии портов, то в современных условиях одному государству, без частного капитала, здесь не обойтись. Наиболее ярким примером реализации портовых проектов совместно частными инвесторами и государством можно назвать порт Усть-Луга (Ленинградская область). Однако, с началом мирового финансового кризиса, ряд проектов в порту оказался под угрозой остановки из-за отсутствия необходимых и своевременных инвестиций. В частности, в августе текущего года в СМИ неоднократно обсуждался вопрос перспектив сохранения заявленных ранее сроков работ по проекту строительства  ООО «Национальная контейнерная компания» (НКК) контейнерного терминала в Усть-Луге. Выступивший в ходе конференции заместитель генерального директора ОАО «Компания Усть-Луга» Александр Головизнин сообщил, что в компанию поступило письмо от директора «Усть-Лужского контейнерного терминала» (УЛКТ) Андрея Безсалова: «на днях мы получили письмо от г-на Безсалова, где он сообщает о том, что в 2010 году терминал будет, наконец, запущен».

    Напомним, в августе 2009 года сроки ввода контейнерного терминала в порту Усть-Луга подвергались сомнению из-за вероятной задержки финансирования проекта со стороны НКК. Один из учредителей НКК – компания FESCO – заявила о нецелесообразности вложения инвестиций в проект в условиях кризиса. Пропускная способность нового терминала - 3 млн TEUs в год.

    Заявление Александра Головизнина позволяет предположить, что учредители НКК достигли договоренности по вопросу финансирования проекта УЛКТ. Если это так, то это, несомненно, хорошая новость и определенный сигнал, говорящий о вернувшемся к инвесторам оптимизме.

    О скором запуске контейнерного терминала – на территории «Четвертой стивидорной компании» (ОАО «Морской порт Санкт-Петербург») в Большом порту Санкт-Петербург сообщил и директор по развитию стивидорного бизнеса ООО «Управление транспортными активами» холдинга  Universal Cargo Logistics Holding (UCLH), в который входит ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», Александр Щербинин. По его словам, терминал начнет работу в начале следующего года и будет работать параллельно с угольным, также находящимся на территории «Четвертой стивидорной компании».

    Выступивший на конференции заместитель генерального директора ОАО «Совкомфлот», которое обеспечивает транспортировку нефти с терминала «ЛУКОЙЛа» Варандей, Игорь Панков отметил, что данный северный проект можно считать успешным, несмотря на тяжелые климатические условия, в которых приходится работать судам компании. Отгрузки с терминала, по состоянию на середину сентября 2009 года, достигли уже 7,19 миллиона тонн.

    О повышении эффективности работы другого нефтяного порта, расположенного на Северо-Западе России, Приморского морского порта в ходе конференции рассказал заместитель генерального директора ООО «Приморский торговый порт» Андрей Терещенко. По его словам, в порту внедряется система EDP (Процедура Заблаговременного Отправления, Early Departure Procedure, EDP), которая позволит значительно сократить время досмотра судов в порту. Система успешно используется на многих международных экспортно-импортных терминалах на протяжении последних десятилетий. К тому же, внедрение EDP рекомендовано международной конвенцией по облегчению международного морского судоходства (FAL, 1965 год), ратифицированной СССР еще в 1967 году. Однако до сих пор на российских морских терминалах такой практики не существовало.

    Кроме того, на конференции выступил заместитель генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия» Алексей Тимофеев, который рассказал о создании в России Ассоциации Морских Страховщиков. Учредителями ассоциации выступили ведущие российские страховые компании.

    В рамках конференции прозвучал и ряд других интересных докладов. Общий итог, который можно вынести по ее итогам заключается в том, что при определенных и согласованных усилиях власти и бизнеса российская портовая отрасль имеет все шансы выйти из кризиса еще сильнее, чем была до него, повысить свою эффективность и привлекательность в глазах инвесторов.

    Предлагаем фотоотчет о работе конференции, в рамках которой для желающих состоялась небольшая экскурсия по акватории порта Санкт-Петербург (катер предоставлен ЗАО «Портовый флот»). По окончании деловой части программы гости конференции на прогулочном теплоходе компании «ВодоходЪ» отправились на прием в резиденцию Генерального консула Великобритании.
     


     

    Модератор конференции доктор Халид Бишоу

     

     

    Директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта министерства транспорта России Алексей Клявин

     


     

    Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов России Сергей Разгулин

     


     

    Заместитель генерального ФГУП Росморпорт по стратегическому развитию морских портов Игорь Артемьев

     



     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Директор Отдела Промышленных и Массовых Грузов порта Роттердам Bas Hennissen

     


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Представитель ФГУ Дирекция госзаказчика программ развития морского транспорта Роман Межлумян

     

    Алексей Клявин с Сергеем Разгулиным

    Представители порта Роттердам

     

    Генеральный директор ОАО «Северречфлот» Сергей Сандулов, генеральный директор ОАО «Енисейское речное пароходство» Александр Иванов и генеральный директор ОАО «Волгоградский речной порт» Алексей Моложавенко

     

     
    Генеральный директор ЗАО «Волго-Балт Лес Санкт-Петербург Виктор Баландин беседует с начальником Северо-Западного управления Госморречнадзора РФ Дмитрием Атлашкиным
     
     
     
     На Пассажирском теплоходе компании "ВодоходЪ" делегаты конференции направились в резиденцию Генерального консула Великобритании

    Прием в резиденции Генерального консула
     
     
     

    Капитан порта Усть-Луга Олег Глухов и заместитель генерального директора ОАО Компания Усть-Луга Александр Головизнин

     

      

    Генеральный консул Великобритании Уильям Эллиот и заместитель генерального директора ОАО «Совкомфлот» Игорь Панков

     

     

    Главный редактор газеты "КоммерсантЪ" в Санкт-Петербурге Андрей Ершов с представительницами порта Приморск

     
     

    Елена Нагога (ГК «Трансбункер») и Дмитрий Голданов (ООО «Экотек»)

     

    Директор ООО Морская экология Татьяна Преснякова

     
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен