• 2 сентября 2009

    Андрей Кячин: кризис повлиял на проект создания порта в Беломорске, правда с лучшей стороны

    Подготовительные работы по созданию Беломорского морского порта (Карелия) должны начаться уже в текущем году. О том, что уже было сделано за прошедший со времени объявления проекта год и о том, каковы его дальнейшие перспективы ИАА «ПортНьюс» рассказал генеральный директор ЗАО «Беломорский порт» Андрей Кячин.
     

    Андрей Владимирович, расскажите, что из себя представляет проект создания Беломорского порта?

     

    - Наш проект предполагает подготовку территории и акватории будущего порта, строительство объектов портовой и транспортной инфраструктуры в Беломорске.  В частности, планируется углубление морского подходного канала до 12,5 м., создание операционной акватории (дноуглубление до 12,5 м. в акватории угольного и универсального комплексов и до отметки 5,5 м. в акватории базы портофлота), образование территории (до отметки +3,2 м.) и строительство причальных сооружение, а также строительство и оборудование объектов системы навигационного обеспечения и управления движением судов, пункта пропуска через государственную границу РФ.

     

    В рамках проекта предполагается строительство и оборудование угольного и универсального погрузочно-разгрузочных комплексов и объектов общепортовой инфраструктуры, промышленного железнодорожного парка «Беломорск-Порт», угольного и выставочного парков порта и подъездного железнодорожного пути с примыканием к станции Беломорск Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД».

     

    Большое значение для любого порта имеет именно железнодорожный транспорт. Беломорский порт не исключение: есть ряд принципиальных договоренностей с ОАО РЖД о реконструкции и расширении железнодорожной станции Беломорск. Планируется совместное инвестирование с ОАО РЖД в строительство промежуточной ж/д станции и подъездного железнодорожного пути.

     

    На какую грузовую базу ориентирован порт?

     

    - На первом этапе новый порт сможет принимать суда дедвейтом до 30 тыс. тонн и перерабатывать до 9 млн тонн грузов в год. Объем инвестиций, по предварительным оценкам, составит порядка 16 млрд руб. (в прогнозных ценах 2010-2012 гг. с учетом НДС). В последующем рассматривается возможность увеличения грузооборота до 15 млн тонн в год путем проведения дополнительных дноуглубительных работ и увеличения перегрузочных мощностей.

     

    На какой стадии реализации в данный момент находится проект? Сколько частных и государственных средств уже освоено?

     

    - Срок реализации Проекта  -  это 2010-2012 годы. Создание порта включает в себя несколько основных стадий: на подготовительной стадии (2009 – 2010гг.) будут проведены проектно-изыскательские работы, привлечено финансирование, заключены договоры на поставку оборудования и строительно-монтажные работы. Инвестиционная стадия (2010 – 2012гг.) предполагает строительство объектов порта и сопутствующей инфраструктуры, открытие порта для захода судов. Отдельно следует выделить эксплуатационную стадию Проекта (2013-2062гг.), которая предусматривает отладку технологического оборудования, выход на проектную мощность по перевалке грузов, возврат инвестиций и завершение расчетов с кредиторами, а также развитие производства.

     

    К настоящему моменту уже получено положительное заключение ФГУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» на Декларацию о намерениях, проект включен в подпрограмму «Морской транспорт» федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010-2015гг.)» и  ФЦП «Государственная граница РФ 2010-2015гг.». Реализация подобных проектов без государственного финансирования практически невозможна, так как существует ряд объектов портовой инфраструктуры, инвестиции в которые может осуществлять только государство. Это обусловлено требованиями, предъявляемыми законом о морских портах и законодательством  к обустройству государственной границы (в части пунктов пропуска).

    Именно поэтому проекты и включаются в ФЦП. Мы надеемся на то, что имея поддержку со стороны государства, нам удастся реализовать проект в кратчайшие сроки.

     

    Также нам уже удалось заключить долгосрочные (на 49 лет) договоры аренды земельных участков, на которых расположено имущество бывшего рыбного порта, общей площадью 23,9 га.

     

    Выполнены предпроектные работы строительства промежуточной железнодорожной станции и внутрипортовой железнодорожной инфраструктуры, согласованы перспективные объекты грузооборота порта и условия примыкания железнодорожной инфраструктуры к станции Беломорск Октябрьской железной дороги, разработан детальный бизнес-план Проекта.

     

    Повлиял ли мировой финансовый кризис на ход реализации проекта?

     

    - Повлиял, правда с лучшей стороны. Например, по нашим оценкам стоимость проектных работ будет ниже, чем предполагалось ранее. Основные же параметры проекта не претерпели изменений и, несмотря на кризис, мы не планируем пересматривать сроки его реализации. Надеюсь, что до конца текущего года мы приступим к проектированию.

     

    В чьей собственности будут находиться причалы порта?

     

    - Мы планируем, что причалы порта будут находиться в частной собственности. Уже сейчас в собственность ЗАО «Беломорский порт» выкуплено имущество бывшего рыбного порта (угольный причал, здание радиостанции, шоссейную дорогу, северный оградительный мол, склад соли).

     

    Структура проекта сейчас выглядит таким образом, что за государством сохранены вопросы дноуглубительных работ, строительство и оборудование объектов системы навигационного обеспечения (СНО) и управления движением судов (СУДС), пункта пропуска через государственную границу РФ. Все остальное  относится к зоне ответственности бизнеса.

     

    Какого эффекта применительно к Вашему проекту вы ожидаете от реформы внутренних водных путей, учитывая близость к Беломоро-Балтийскому каналу?

     

    - Как мне представляется, основная суть реформы – это создание эффективной системы внутреннего водного транспорта, современной инфраструктуры внутренних водных путей. Достижение этих целей будет способствовать повышению конкурентных преимуществ нашего проекта. Ведь близость к Беломоро-Балтийскому каналу – это уникальная возможность создания современного интермодального перегрузочного комплекса, обеспечивающего доступность морского, внутреннего водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

     

    Беседовал Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен