Контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург продолжает падать и «дна» этого падения пока не видно. Так, по итогам января-июля 2009 года контейнерооборот порта сократился на 38% - до 703 тыс. 364 TEUs.
В свободном падении
Основной объем контейнеров в Большом порту переваливается «Первым контейнерным терминалом» (управлялся «Национальной контейнерной компанией»), «Петролеспортом» и «Моби Дик» (принадлежат группе «Н-Транс»). Судя по статистике, именно эти стивидорные компании и несут основные контейнерные потери.
Рост контейнерооборота в Большом порту показывает только ЗАО «Нева-Металл» (принадлежит «Северстали») - за счет контейнеризации черных металлов. Как сообщил ИАА "ПортНьюс" генеральный директор ЗАО «Нева-Металл» Михаил Панов, контейнерооборот стивидорной компании в январе-июле 2009 года вырос почти в 2 раза - до 23 тыс. 895 TEUs. «Контейнеризация черных металлов у нас произошла потому, что спрос на них со стороны крупных потребителей в условиях кризиса сократился, а для мелких необходима адресная доставка груза «от двери к двери», - пояснил ранее в беседе с ИАА «ПортНьюс» Михаил Панов. Впрочем, контейнерные объемы, переваливаемые ЗАО «Нева-Металл», в масштабах порта не в силах изменить ситуацию.
Назад в будущее
В этой связи возникает вопрос о судьбе инвестпрограмм по развитию терминальных мощностей на Северо-Западе. Понятно, что в нынешней ситуации наблюдается их избыток, в то время как при принятии решений о строительстве новых терминалов и расширении существующих в докризисные времена прогнозировался их дефицит.
В настоящее время уже развивается конфликт инвесторов по вопросу создания новых терминальных мощностей для перевалки контейнеров в порту Усть-Луга (Ленобласть). Так, транспортная группа Fesco (создана на базе Дальневосточного морского пароходства) приостановила инвестирование в проект, указывая на экономическую нецелесообразность ввода новых мощностей в нынешней ситуации. Кроме того, ввод в эксплуатацию контейнерного терминала в Усть-Луге мог бы перетянуть часть контейнеров из Санкт-Петербурга, еще более снизив его контейнерооборот. Другой инвестор строительства терминала в Усть-Луге – компания First Quantum, заявила о возможном сворачивании данного проекта в связи с приостановлением его финансирования со стороны Fesco. В то же время, First Quantum предложила Fesco выйти из проекта, чтобы завершить его самостоятельно вместе с немецким контейнерным оператором Eurogate. Очевидно, с прицелом на выход из кризиса в течение ближайшего года и восстановление контейнерооборота. Более подробно об этом ИАА «ПортНьюс» писало в разделе «Актуальная тема» от 6 августа 2009 года.
Помимо этого, в порту Усть-Луга контейнеры планирует переваливать ОАО «Компания «Усть-Луга» на принадлежащем ей многопрофильном перегрузочном комплексе «Юг-2».
Известны и инвестпрограммы развития терминалов в Большом порту Санкт-Петербург. В частности, группа компаний «Морской порт Санкт-Петербург» подтверждает серьезность своих инвестиционных планов и продолжает реализацию проекта по строительству первой очереди морского контейнерного терминала производственной мощностью около 350 тыс. TEUs в год. На территории причала № 101 Четвертой стивидорной компании (ЧСК, входящей в группу) уже проведены работы по демонтажу верхнего покрытия территории и металлоконструкций. В настоящее время ведутся работы по формированию основы площадки, проектированию внутриплощадных сетей, выбору подрядчика для проектирования и строительства очистных сооружений на новом терминале.
4 портальных крана «Kondor», ранее задействованные в производственных процессах на ЧСК, перевезены на Первую и Вторую стивидорные компании (также входят в состав группы); ведется устройство тыловой подкрановой балки для причальных перегружателей (STS).
Все работы по вводу в эксплуатацию первой очереди терминала, включая проектирование, строительство, монтаж технологического оборудования и обучение персонала, планируется завершить в конце 2009г.
Предварительная стоимость проекта по строительству первой очереди морского контейнерного терминала ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» составляет около 5 млрд руб.
По ранее заявленным планам, до 2015 г. инвестиции в развитие контейнерного бизнеса “Петролеспорта” составят около $250 млн. Первый этап инвестпрограммы стоимостью $100 млн увеличит мощности контейнерного терминала “Петролеспорта” до 1,2 млн TEUs, а к 2015 г. стивидорная компания по плану сможет переваливать до 1,8 млн TEUs. Программа предусматривала, в том числе, строительство нового причала длиной 190 м., ввод рефрижераторного терминала на 2000 розеток, закупку береговых контейнерных перегрузчиков и двукратное увеличение железнодорожного фронта. Под контейнерный бизнес было решено отдать 60 га из 110 га, принадлежащих “Петролеспорту”. Программа должна финансироваться из собственных средств “Петролеспорта” и “Н-Транса”, а также на банковские кредиты.
В июне 2006 была разработана и утверждена новая инвестиционная программа «Первого контейнерного терминала» (ПКТ), предусматривающая увеличение его пропускной способности до 1,6 млн. TEU к 2012 году. Стратегические планы предусматривают расширение складской территории при более экономичном ее использовании путем увеличения ярусности постановки контейнеров.
Судьба этих проектов неясна – инвесторы, в основном, пока предпочитают хранить молчание. Можно лишь предположить, что часть из них может быть заморожена на неопределенный срок, пока не наметится «дно» и станет видна перспектива выхода из кризиса. С другой стороны, вряд ли стоит ожидать полного отказа от их реализации, ведь период рецессии не бесконечен, а по выходу из нее выиграют те, кто не терял времени даром.