• 7 июля 2009

    Радужный Варандей

    Через нефтеналивной терминал Варандей в Баренцевом море, принадлежащий «ЛУКОЙЛу», с началом работы танкеров «Совкомфлота» (осень 2008 года), было отправлено на экспорт 5,4 миллионов тонн нефти. По мнению экспертов, дальнейшее развитие терминала имеет хорошие перспективы и позволит «ЛУКОЙЛу» получить рыночные преимущества.
     
    Инвестиции в Арктические проекты рассчитаны на долгосрочный эффект и требуют значительных ресурсов. Бизнес-модели, рассчитанные на краткосрочную прибыль, нежизнеспособны в Арктике и даже самые крупные международные компании нуждаются в партнерстве и сотрудничестве. Если говорить о проблеме вывоза тимано-печорской нефти, то здесь ситуация обстоит еще сложнее. Использование инфраструктуры «Транснефти» требовало бы прокладки отдельной нитки трубопровода, соединяющую Тимано-Печорскую нефтегазоносную провинцию с магистральным трубопроводом, ставшим впоследствии Балтийской трубопроводной системой и привело бы к смешению более качественной тимано-печорской нефти с Urals. Поэтому в настоящее время нефть с Тимано-Печорской провинции, отправляемой по специальному трубопроводу к новому морскому терминалу Варандей, вывозится тремя танкерами «Совкомфлота» дедвейтом 70 тыс. тонн, построенными специально для работы на данном терминале – «Василий Динков», «Капитан Готский» (введены в 2008 году) и «Тимофей Гуженко» (введен в 2009 г.).
     

    Как сообщил ИАА «ПортНьюс» заместитель генерального директора, начальник отдела безопасности мореплавания и управления качеством услуг ОАО «Совкомфлот» Игорь Панков, за первое полугодие 2009 года судами «Совкомфлота» было вывезено с Варандея 3 млн 565 тыс. 871 тонн нефти, а всего с начала работы (с 2008 года) 5 млн 452 тыс. 838 тонн нефти.

     

    По мнению аналитика ИК "ФИНАМ" Александра Еремина, варандейский терминал очень важен для «ЛУКОЙЛа». «Во-первых, вблизи него расположено много месторождений, на которые распространяются налоговые льготы. Во-вторых, он дает возможность избежать использования трубы Транснефти и связанных с этим издержек. Важно также, что Тимано-Печорская нефть гораздо качественнее, чем Urals, а в трубе «Транснефти» вся нефть смешивалась бы, превращаясь в Urals. Таким образом, через Варандейский терминал «ЛУКОЙЛ» сможет реализовать преимущество в качестве. Ну и в целом, работа через морской терминал открывает для «ЛУКОЙЛ» новые рынки. В частности, компания может поставлять нефть с Варандея на нефтеперерабатывающий завод TRN, расположенный в Голландии. К тому же, недавно по рынку прошла новость, что «ЛУКОЙЛ» планирует приобрести 49% этого завода», - пояснил ИАА «ПортНьюс» Александр Еремин.

     

    Ходом реализации проекта довольны и в «Совкомфлоте», обеспечивающим вывоз нефти с терминала. Как указано в предоставленном ИАА «ПортНьюс» обзоре «Совкомфлота», проект Варандей оказался успешным, а его технические решения эффективны.

     

    Напомним, Варандейский нефтеналивной терминал находится в Баренцевом море на расстоянии 23км от берега. Он завершает систему морского экспорта нефти  из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Нефтеналивные грузы отгружаются на танкеры, вместимостью до 20 тыс. тонн с последующей перевалкой в порту Мурманска через терминал «Белокаменка» (рейдовый танкер-накопитель, принадлежащий ОАО «НК «Роснефть». Мощность терминала Варандей составляет 12 млн тонн в год. В проект входят: морской резервуарный парк для хранения нефти, морской ледостойкий причал, две нитки трубопровода и другая инфраструктура.

     

    Выручка ОАО «Варандейский терминал» по итогам 2008 года, по данным компании, по сравнению с прошлым годом выросла 2,8 раза – до 3 млрд 273 млн 544 тыс. руб. Себестоимость продаваемых товаров и услуг также росла в 2008 году – до 1,270 млрд руб. В 2007 году этот показатель составил 468,65 млн руб.

     

    За год работы стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала Варандейского нефтяного отгрузочного терминала на побережье Баренцева моря (Ненецкий автономный округ), начавшего работу в июне 2009 года, на экспорт был переправлен объем нефти, соответствующий 73 танкерам.

    Безопасную работу терминала и загрузку танкеров в ледовых условиях обеспечивают вспомогательный буксир ледового класса «Тобой» и ледокол «Варандей», построенные по заказу "ЛУКОЙЛа", а также два ледокола «Росмпорпорта».
     
     
    Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен