• 26 мая 2009

    Край нереализованных проектов

    Южные порты России имеют неплохой потенциал роста и демонстрируют увеличение грузооборота даже в условиях кризиса. Инвестиции в портовую инфраструктуру российского юга имеют также стратегическое значение для РФ. Тем не менее, процесс привлечения инвестиций в развитие портов Краснодарского края идет крайне медленно, в отличие от соседней Украины.
     

    Мечты не сбываются

     

    На территории Краснодарского края в последние 5 лет заявлено множество перспективных портовых инвестпроектов. В частности, как в сообщили в департаменте инвестиций и проектного сопровождения администрации Краснодарского края, это создание нового порта Тамань в районе мыса Железный Рог, а также развитие порта Темрюк, строительство верфи малотоннажных судов для работы на акватории портов Тамань, Темрюк и Кавказ.

     

    В порту Темрюк предполагается строительство многопрофильного причала и грузового терминала на участке в 65,2 га для обеспечения бесперебойной доставки хозяйственных и и иных видов грузов: пиломатериалов, стали, удобрений, контейнеров. Планируемый грузооборот – 3,9 млн тонн в год. Заявленный объем инвестиций составляет 15,27 млн евро, расчетный срок окупаемости 4 года. На сегодняшний день информации о том, кто возьмет на себя реализацию данного проекта, нет.

     

    Таманские тайны

     

    Широко анонсированный проект создания порта Тамань в настоящее время окутан завесой секретности. Как сообщили агентству в таманском филиале ФГУП «Росморпорт», к настоящему времени в новом порту работает лишь проект производственно-перевалочного комплекса ООО «Пищевые ингредиенты» компании «Эфко» («ЭФКО» является российским масложировым  холдингом, специализирующимся на производстве растительных масел и майонезов, а также выпуске специализированных жиров и маргаринов для различных отраслей пищевой промышленности, в т. ч. на экспорт).

     

    Комплекс запущен в декабре 2008 года и перегружает в новом порту пищевые масла грузы с годовым объемом грузопереработки в 500 тыс. т.. Объем инвестиций в первую очередь комплекса составил 3 млрд руб. Как сообщил ИАА «ПортНьюс» председатель совета директоров ООО "Пищевыеингредиенты" Павел Рыжих, в этом году компания может приступить к строительству второй очереди комплекса с расчетным объемом перевалки 6-7 млн тонн сыпучих грузов в год. Объем инвестиций достигнет 5 млрд руб. При этом Павел Рыжих подтвердил, что кроме первой очереди комплекса «Пищевых ингредиентов» других работающих в порту Тамань проектов нет.

     

    Еще два инвестора – «Таманьнефтегаз» и «Тольяттиазот» свои инвестпроекты пока так и не реализовали.

     

    Отметим, что ЗАО «Таманьнефтегаз» является заказчиком и инвестором Таманского перегрузочного комплекса сжиженного углеводородного газа (СУГ), нефти и нефтепродуктов. Планируется объем перевалки продуктов до 10,5 млн т. в год, в том числе: 1 млн т. СУГ, 3 млн т. мазута, 5,5 млн т. нефти и 1 млн т. светлых нефтепродуктов.

     

    Сегодня российские морские порты не располагают терминалами по перевалке СУГ, поэтому данный проект имеет большое значение.

     

    Строительство терминала началось в 2005 г. Предполагалось, что ввод в эксплуатацию комплекса состоится в 2009 г., перегрузочного комплекса для перевалки нефти, мазута и светлых нефтепродуктов — в 2010 г.

     

    По данным источника ИАА «ПортНьюс» в государственных структурах Тамани, задержка в реализации проекта связана с затянувшимися переговорами между инвесторами и администрацией края относительно выделения земельных участков. Получить комментарии в «Таманьнефтегазе» не удалось.

     

    Кроме того, в связи с большими размерами водных поверхностей портов Тамань, Кавказ и Темрюк, их незамерзающими акваториями, существует необходимость в строительстве судоверфи малотоннажного флота. Заявленный администрацией края соответствующий инвестпроект рассчитан на вложение 574 млн руб. и 4 года окупаемости. Проектная мощность верфи – до 1 тыс. малотоннажных судов в год.

     

    Получить информацию о ходе реализации всех указанных проектов в администрации Краснодарского края не удалось, несмотря на официальные запросы информационного агентства. Поэтому можно предположить, что они остаются пока на бумаге. Непрозрачность ситуации и отсутствие официальной информации побуждает думать, что поиск инвесторов и их переговоры с властями региона могут затянуться еще не на один год.

     

    Украина не дремлет

     

    В то же время соседняя Украина, похоже, не теряет времени зря. Так, на днях Банк развития Казахстана принял решение о возобновлении кредитования ЗАО «АЕГаз-Терминал», которое ведет строительство терминала по перевалке сжиженных углеводородных газов буквально в десяти километрах от российского берега, в Керченском морском рыбном порту (Крым, Украина).

    Общая сумма кредитной линии, открытой казахским банком для «АЕГаз-Терминал» в январе 2008 года, составляет $9,2 млн, из которых $2,15 млн предприятие получило в мае того же года.

    Проект «АЕГаз-Терминал» предусматривает строительство железнодорожно-паромного моста для приемки газоконденсата в накопители и создание высокотехнологичного терминала для отгрузки сырья на танкеры-газовозы. ЗАО «АЕГаз-Терминал» было создано в 2005 году как дочерняя компания казахской корпорации «Азиатско-Европейский Газ-Казахстан» («АЕГаз-Казахстан»), специализирующейся на проектах утилизации и экспорта попутного газа. Проект рассчитан на казахское сырье. Кроме того, инициаторы рассчитывают на привлечение грузопотоков из России; не исключается участие Туркменистана.

    По проекту, мощность нового комплекса в Керчи составит до 1 млн тонн газоконденсата в год. Целью проекта декларировано получение доступа континентальных сжиженных углеводородов в Европу.

     

    Виталий Чернов

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен