Перевалка нефтеналива в российских портах растет, почти всех остальных грузов – снижается. За январь-февраль 2009 года российские порты показали рост совокупного грузооборота в 5,2% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года.
До 71,6 миллиона тонн выросла переработка грузов в портах страны - в основном за счет нефти и нефтепродуктов. Грузооборот же почти всех остальных грузов, тем временем, сократился более чем на 7% , составив 25,6 миллионов тонн.
Растущий Юг
Основной прирост в общей официальной статистике российских портов дал Южный бассейн. Здесь суммарно было перевалено почти на 20% больше грузов, чем в прошлом году, в то время как грузооборот Северо-Западного бассейна возрос всего на 0,7%, а Дальневосточного даже снизился – на 9%.
К примеру, в порту Новороссийск увеличение объема перевалки сырой нефти ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум — Россия» достигло почти 20% - там за два месяца было отправлено на экспорт 5, 721 миллионов тонн сырой нефти. По данным ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), сохраняется положительная динамика по сырой нефти и нефтепродуктам, перевалка которых увеличилась на 1,011 млн тонн (15,6%) и 535 тыс. тонн (32%) соответственно. При этом, в сегменте нефтепродуктов наибольший темп роста демонстрировала перевалка дизельного топлива, увеличившаяся на 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – во многом за счет мощностей нового терминала на 1 млн. тонн в год, введенного в эксплуатацию в Новороссийске в октябре 2008 года.
Отметим при этом, что порт Туапсе сохранил объем перевалки нефтеналивных грузов на уровне прошлого года, а в Таганрогском порту перевалка нефтепродуктов выросла более чем в 2 раза, достигнув 160 тыс. тонн.
Тенденцию роста перевалки нефтеналивных грузов эксперты связывают с влиянием мирового финансового кризиса. «Во всем мире сейчас наблюдается аналогичная тенденция», - констатировал в беседе с корреспондентом ИАА «ПортНьюс» директор по развитию научно-производственного предприятия «Морстройтехнологии» Сергей Семенов.
Впрочем, рост в Новороссийском порту наблюдался не только по нефтеналиву. Так, в отчетном периоде перевалка чугуна составила 84,5 тыс. тонн, а железорудного сырья – 439 тыс. тонн, что в несколько раз превышает объемы за аналогичный период прошлого года. При этом в феврале перевалка чугуна выросла на 81% по сравнению с январем текущего года. Перевалка цветных металлов в отчетном периоде составила 173 тыс. тонн, что на 3% выше аналогичного периода прошлого года, увеличение в феврале по сравнению с январем 2009 года составило 21,3%. Перевалка скоропортящихся грузов и растительных масел увеличилась на 20,8 тыс. тонн (то есть на 231,1%) и 18,9 тыс. тонн (на 69,5%) соответственно.
Кроме того, объемы перевалки зерна в январе-феврале 2009 года на 140% превысили уровень января-февраля 2008 года и достигли 1,155 млн тонн, при этом в феврале по сравнению с январем 2009 года перевалка зерна в Новороссийске увеличилась на 64% и достигла 718 тыс. тонн.
По мнению экспертов, рост перевалки зерна на юге связан со снижением транспортных пошлин для сельхозпроизводителей, которые получили скидку к железнодорожному тарифу на перевозку зерна и продукции мукомольной промышленности в России.
“При благоприятной ценовой конъюнктуре мы ожидаем, что экспорт зерновых составит в 2009 году не менее 17-17,5 млн. тонн, а по самым благоприятным прогнозам около 23 млн. тонн”, - рассказал ИАА “ПортНьюс” вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Более подробно о ситуации с экспортом зерна ИАА «ПортНьюс» писало в разделе «Актуальная тема» от 11 марта 2009 года.
Судьба инвестиций
В ситуации общей неопределенности и отчетливой тенденции на сокращение объемов перевалки по большинству грузов, возникает проблема целесообразности строительства сегодня новых портовых мощностей. Поэтому многие инвесторы избегают давать комментарии о ходе реализации заявленных до кризиса морских инфраструктурных проектов. В частности, источник ИАА «ПортНьюс» в администрации Краснодарского края, не исключил возможности сокращения финансирования проекта строительства порта Тамань, хотя в настоящее время там и ведется строительство трех объектов. Подробности в администрации не раскрывают, получить комментарии инвесторов также не удалось.
С другой стороны, полным ходом идет возведение порта в Сочи. Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в компании-инвесторе строительства «Базэле», ввод в эксплуатацию портовых мощностей намечен уже на конец лета 2009 года. Однако в отличие от Тамани он строится под вполне конкретную задачу. «Вопрос о строительстве зависит от стратегии конкретной компании. А новый порт в Сочи строится под конкретную задачу обеспечения Олимпиады-2014», - прокомментировал Сергей Семенов.
Тем не менее, эксперт уверен, что время кризиса – наилучшее для инвестирования в портовые мощности. «В настоящее время снижается стоимость строительства, а создание новых мощностей – процесс длительный. И на выходе из кризиса компания, инвестирующая сейчас в развитие инфраструктуры, может получить конкурентные преимущества, ведь до кризиса мощностей явно не хватало», - пояснил Сергей Семенов. Главное, чтобы нашлись источники финансирования, а с этим в период кризиса и возникают основные сложности.
Впрочем, Министерство транспорта РФ подготовило пакет предложений, направленных на стимулирование развития транспортной инфраструктуры в целом и портовой в частности.
К примеру, предлагается ввести льготное налогообложение организаций по уплате налога на имущество и земельного налога с морских и речных портов. Результаты проведенного министерством анализа показали существенное влияние данных налогов на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов – операторов морских и речных портов.
Так, например, у ФГУП «Росморпорт» к 2015 году налог на имущество составит более 4 млрд. рублей или 20% от доходов предприятия. Аналогичная ситуация складывается и с земельным налогом.
Сохранение же части прибыли в распоряжении компаний позволило бы им вкладывать их в развитие.
Кроме того, правительством предлагается упростить процедуру возмещения НДС для крупнейших организаций-экспортеров товаров и услуг посредством восстановления института «традиционного экспортера», а также предпринять ряд мер, направленных на сокращение расходов транспортных компаний и осуществить другие реформы. Более подробно о предложениях министерства ИАА «ПортНьюс» писало в разделе «Актуальная тема» от 13 марта 2009 года.
Впрочем, все эти предложения пока не приняты, кризис же продолжается - и никто в настоящий момент времени не рискнет давать точные прогнозы о времени выхода из него.
Таким образом, можно предположить, что наметившаяся в начале года структура грузооборота российских портов, станет, скорее всего, показательной на среднесрочную перспективу, а объемы инвестиций в развитие и создание новых мощностей будут снижены.
Виталий Чернов.