• 11 марта 2009

    Транзит мимо Украины

    Транзит российского зерна через украинские порты с начала года сократился в 19 раз. Если ранее значительная часть экспорта российского зерна шла через порты Украины, то за два месяца текущего года большая часть украинских портов не перевалила ни одной тонны российского зерна. По оценке экспертов, потеря транзита связана со снижением транспортных тарифов в России, которое стимулировало экспорт через отечественные мощности.

     

    Транзитный поток снижается

    По данным Министерства транспорта и связи Украины, с начала года перевозки зерновых транзитных грузов в направлении Ильичевского, Херсонского и  Керченского портов, а также в порт Южный практически прекратились. Как сообщает ведомство, объем перевозок российского зерна в сторону украинских портов в январе  2009 году составил 100 вагонов. Тогда как в прошлом году количество вагонов с российским зерном ежемесячно составляло 1,8-1,9 тыс. В направлении порта Одесса в январе было направлено 142 вагона российских зерновых грузов (38% от декабрьского показателя).

    В общей сложности украинские порты не обработали ни одной тонны российского зерна. В Херсонском порту, например, перевалка зерновых грузов из России упала до нуля. По данным отдела внешнеэкономических связей Херсонского порта, за этот период в порту транзитного зерна не было вообще.

     

    Экспортные мощности растут

    По данным на январь 2009 года в России было произведено 11 млн. тонн пшеницы и 1,5 млн. тонн ячменя. “При благоприятной ценовой конъюнктуре мы ожидаем, что экспорт зерновых составит не менее 17-17,5 млн. тонн, а по самым благоприятным прогнозам около 23 млн. тонн”, - рассказал ИАА “ПортНьюс” вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Объем производства зерна в России к 2020 году составит 125 млн. тонн. “Потенциал для производства зерна у нас есть”, - рассказал он.

    Однако несмотря на то, что традиционно значительная часть российского экспортного зерна шла через украинские порты, на Украине опасаются, что порты в этом году могут остаться без перевалки российского груза.

    В числе причин, повлиявших на потерю транзита, эксперты называют снижение транспортных тарифов в России, которое должно стимулировать экспорт через отечественные мощности. В рамках новых льготных тарифов сельхозпроизводители уже получили скидку к железнодорожному тарифу на перевозку зерна и продукции мукомольной промышленности. С начала года в России действует понижающий коэффициент 0,5 на перевозки дальностью от 1100 км. По данным ОАО “Российские железные дороги”, с декабря 2008 года по настоящее время железнодорожный тариф при экспорте зерна через российские порты на средней дальности 624 км снизился почти на 20%: с $15,9 до $13 за тонну.

    Немаловажным фактором, сказавшемся на перераспределении грузовых потоков, стало увеличение экспорта зерна в Украине до 16 млн. Кроме того, для обеспечения бесперебойного экспорта зерна, Украина приступила к наращиванию дополнительной портовой инфраструктуры. По данным Полтавской администрации, одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий "Нибулон" (Николаев) намерен построить 6 элеваторов в Полтавской области до 2011 года, а также зерновой терминал на Днепре в Кременчуге. Объем инвестиций в проект составит более $100 млн. ". Обеспечением бесперебойного экспорта зерна также озаботились и сами порты. ОАО «Херсонский комбинат хлебопродуктов» (WJ Grain) и Херсонский морской торговый порт, которые планируют в первом квартале 2009 года инвестировать в увеличение мощностей по перевалке зерна.

    Как рассказал ИАА “ПортНьюс” вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, “Украина в настоящее время отгружает зерно в очень больших объемах, поэтому возить российское зерно в украинские порты сейчас просто нет смысла”. По этим же причинам Россия снизила перевозки зерна в направлении Балтийских портов.

    Софья Винарова


Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен