• 31 октября 2008

    Новые дороги и глубины порта Лиепая

    Порт Лиепая, в 90-е созданный с нуля на месте военно-морской базы СССР,  на сегодня – третий по объему грузооборота порт Латвии. Половину его оборота формируют нефтепродукты и насыпные грузы из стран СНГ, в первую очередь, Белоруссии. О перспективах развития порта Лиепая корреспонденту ИАА «ПортНьюс» рассказал Иво Колиньш, менеджер по маркетингу и инвестициям Лиепайской специальной экономической зоны, в которую входит порт. 

     

    - Господин Колиньш, какова динамика грузооборота порта Лиепая?

     

    - За январь-сентябрь этого года грузооборот через порт Лиепая составил 3,3 миллиона тонн грузов, это на 12% больше, чем в прошлом году. Тенденция роста наблюдается в Лиепае с 2006 года. Основную массу оборота формируют зерно и продукты его переработки (30%), сырая нефть и нефтепродукты (20%), продукция черной металлургии (14%) и лесные грузы (11%).

     

    - Грузы из каких стран формируют основную часть оборота порта?

     

    - Специфика Лиепаи в том, что, в отличие от многих других портов Балтики, он в первую очередь ориентирован на собственный грузопоток. Грузы, поставляемые с Латвийских предприятий, дают 40% оборота порта. Первое место здесь занимает Лиепайский металлургический комбинат (АО "Лиепаяс Металургс"), поставляющий в год 600 тысяч тонн металлов и продукции металлопроката.  Остальная часть – транзитные грузы, в основном из стран СНГ. В первую очередь, из Белоруссии: порядка 30%. Среди белорусских грузов преобладают нефтепродукты, а также продукция металлообработки.

     

    - В Лиепае разрабатывается ряд проектов по строительству новых терминалов. Что ожидать в этой сфере в ближайшем будущем? 

     

    - На данный момент в порту нет специализированного контейненого терминала, и потому доля перевозки контейнерных грузов очень мала: за первые три квартала 2008 года обработано всего 32 тысячи тонн. Согласно плану развития Лиепайской свободной экономической зоны, к 2017 году предполагается создать два  контейнерных терминала с объемом перевалки около 390 TEU ежегодно. Сейчас проект находится на стадии разработки, ведутся переговоры со стратегическими инвесторами.

    Компанией «Лиепая Ойл Терминал» разработан проект по строительству  терминала для нефтепродуктов мощностью 1,2 миллиона тонн в год.  Но в условиях экономического кризиса трудно делать прогнозы, и пока  затруднительно сказать, когда его реализация станет возможной. 

    Совместно с компанией ЛСЭЗ АО «Лиепаяс оста ЛМ» ведутся работы по расширению  терминалов  по перевалке  сыпучих грузов и  металлов. 

    В июне 2008 был запущен терминал по перевалке цемента объемом до 550 тысяч тонн в год. Построен он международной компанией CEMEX, которая открывает в Латвии новый цементный завод. 

    В территориальном плане порт имеет хорошие перспективы для развития–  в порту имеются две незастроенные площадки площадью 50 гектар. Но для создания здесь новых терминалов необходим стратегический инвестор, который бы отвечал и за строительство новых объектов, и за развитие территории.

     

    - Какие проекты осуществляются в области развития инфраструктуры?

     

    - С 2006 года реализуется чрезвычайно важный проект «Подъездные пути порта Лиепаи», он направлен на развитие транспортной инфраструктуры порта.  В рамках его первого этапа к февралю 2008 построен новый железнодорожный подъезд к порту.  В результате  пропускная способность Лиепаи за два года увеличилась вдвое, с 3,5 миллионов до 7 миллионов тонн в год.

    Следующая часть проекта – создание автоподъезда к порту   для   соединения порта с магистралью Рига-Лиепая. Проект реализуется совместно с фондом Кохезии Европейского союза. Новая автодорога сделает перевозку грузов более эффективной и устранит лишние препятствия для поставщиков. Работы планируется начать в 2009 году.

    Второй ключевой инвестиционный проект - углубление  фарватера в районе порта. Работы по углублению фарватера до 12 метров на акватории Лиепаи стартуют в начале 2009 года, завершить их предполагается во второй половине 2010 года.  Порт Лиепая на сегодня – самый мелководный в Латвии, его максимальная глубина составляет 10,5 метров. Углубление до 12 метров позволит судам, что значительно усилит роль Лиепаи как международного порта,. типа PANAMAX и HANDYMAX беспрепятственно заходить в порт

    В 2008 году Правление Лиепайской специальной экономической зоны при  поддержке Министерства транспорта Латвийской республики выделило 7,78 миллионов латов на строительство железнодорожных и автодорожных подходов, и 4,6 миллиона - на углубление порта.

     

    - Правительство России ведет работу по переориентации  грузопотока из прибалтийских в российские порты.  Повлияет ли отказ от российского транзита на грузооборот Лиепаи? 

     

    - Незначительно. Грузопоток из России дает только 10% оборота порта (насыпные грузы, металлолом).  Эта доля не меняется на протяжении уже нескольких лет.  Потому, думаю, российская политика на порт Лиепая сильно не повлияет. В отличие от ряда других Балтийских портов, в которых доля Российских грузов значительно выше.

    Беседовала Мария Фаворская

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен