• 5 сентября 2008

    Август снизил ставки

    На рынке балкерного тоннажа по итогам августа 2008 года продолжилась четко выраженная тенденция к падению фрахтовой конъюнктуры. Балтийский фрахтовый индекс (БФИ) для "панамаксов" снизился на 1220 пунктов (–16,3%), "суперхендимаксов" – на 638 пунктов (–13,2%) и "хендисайзов" – на 381 пункт (–15,0%). Снижение фрахтовых ставок затронуло все секции и основные направления перевозок балкерных грузов, хотя и в неравной степени.

     

    Индекс для балкеров

    Для направления Континент – Дальний Восток и обратно ставки для "суперхендимаксов" снизились на $6500-8000 в сутки (-13-16%). Для направления Мексиканский залив США – Континент ставки упали почти на $15000 в сутки (18,4%). В то же время в регионе Черного моря, где ощущался даже некоторый недостаток балкеров "суперхендимакс", ставки снизились меньше, чем на $4000 сутки (5,7%).

    Депрессивному состоянию рынка балкерного тоннажа на Континенте в августе способствовало практически полное отсутствие  отфрахтовок с металлоломом, а также низкая активность отгрузок удобрений. На основных маршрутах перевозок удобрений ставки в течение августа снизились на $10 за тонну и более. Ставки на перевозку сахара из Бразилии на Черное море/Балтику еще месяц назад составлявшие $90 за тонну, а на пике рынка, доходившие до $120 за тонну, в августе снизились до $75-80 за тонну.

     

    Уровень ставок

    В августе по-прежнему сохранялся значительный (около $20 тыс. в сутки) разрыв в уровне рейсовых тайм-чартерных ставок в Атлантике и Тихоокеанском регионе для "панамаксов" и "хендимаксов", чего не наблюдалось для балкеров "хендисайз". Еще одной особенностью августа стал весьма низкий по сравнению с предыдущими месяцами уровень активности по отфрахтованию балкеров в период-чартер.

    Одним из факторов, способствовавших избытку балкерного тоннажа в августе 2008 года, было существенное сокращение простоев судов в портах погрузки/выгрузки. Многосуточные простои, связывавшие часть балкерного тоннажа в портах Южной Америки, Австралии, Индии и Китая, по подсчетам аналитиков сократилось почти в два раза, при том что поставки нового тоннажа осуществлялись практически без задержек.

     

    Коастеры и суда "река-море"

    Начиная от Балтики и до Португалии в августе 2008 года для коастеров и судов "река-море" сохранялось затишье. Спрос по-прежнему превышал предложение, и это не замедлило сказаться на уровне ставок. Некоторые судовладельцы, традиционно оперировавшие флотом на Континенте, были вынуждены перекидывать свой тоннаж в балласте в другие регионы либо соглашаться на тот уровень ставок, который предлагали фрахтователи. Однако во второй половине августа рынок понемногу стабилизировался. Этому способствовали появившиеся отгрузки зерна из Германии.

    Брокеры отмечают, что во избежание проблем с контролирующими органами в портах европейских стран (PSC) многие коастеры дедвейтом 1,5-2 тыс. тонн (в первую очередь, старше 25 лет) были проданы судовладельцами из стран Восточного Средиземноморья, где регулирование пока что не столь жесткое. Поэтому уже осенью текущего года на Балтике вполне вероятна нехватка тоннажа данного размера.

     

    Тайм-чартерный эквивалент, рассчитываемый NORBROKER для "коастеров" различной грузоподъемности, в августе 2008 года составлял:

     

    Дедвейт, т

    Начало августа 2008 г.

    Конец  августа 2008 г.

    1250

     1875   EURO/сут.

    1875

    EURO/сут.

    1750

     1975   EURO/сут.

    1950

    EURO/сут.

    2500

     2250   EURO/сут.

    2250

    EURO/сут.

    3500

     3150   EURO/сут.

    3150

    EURO/сут.

    6500

     4600   EURO/сут.

    4500

    EURO/сут.

     

    Избыток тоннажа наблюдался и по всему Средиземноморью, особенно в его западной части. В тоже время к концу августа в западном Средиземноморье несколько оживили рынок отправки зерновых партиями 2-4 тыс. тонн из портов Южной Франции на Грецию и Италию, а также арабские страны.

     

    Черноморский регион

    Подача большого количества тоннажа в поисках более высокого фрахта в регион Черного моря привела к избытку судов в регионе, а это незамедлительно повлекло за собой снижение уровня ставок. Избыток тоннажа в регионе усугубляется не очень высокими объемами продаж таких грузов, как уголь, сталь и удобрения, что обусловлено как традиционным летним спадом, так и коррекцией цен. Помимо избытка тоннажа еще одной проблемой черноморского региона стали трудности с подвижным составом, многочисленные Конвенции на железных дорогах России и Украины при подаче вагонов в черноморские порты, а также забастовка докеров в порту Туапсе.

     

    Азовское море

    В отличие от Черноморского бассейна, российские порты Азовского моря способны принимать в основном суда "река-море" дедвейтом до 5 тыс. тонн. Достаточно большой приток зерна нового урожая на эти порты привел к тому, что в середине августа ставки для судов "река-море" здесь выросли на $5-8 за тонну.

    В некоторых отфрахтовках зерновых на средиземноморский Египет для партий в 3 тыс. тонн ставки стали достигать почти $80 за тонну. Соответственно, это повышение повлекло за собой определенный рост ставок и для других грузов. В то же время, как отмечают брокеры, нехватки судов "река-море" в Азовском море не наблюдается. Поэтому ожидать дальнейшего существенного увеличения ставок из портов Азовского моря маловероятно. Узким местом скорее является пропускная способность портов, на подходах к которым в настоящее время скопилось достаточно много судов.

     

    После некоторого перерыва на рынке прибрежных не региональных перевозок вновь появился интерес к период-чартеру. Как правило, в тайм-чартер продолжительностью 3-6 недель, имеется тоннаж вплоть до 10 тыс. тонн. Однако есть случаи, когда фрахтователи выражают готовность заполучить суда сроком от года и более (двух и даже 3-х лет). Насколько серьезны эти намерения, судить достаточно трудно, т.к. брокеры связывают подобные попытки с желанием фрахтователей заполучить дешевый тоннаж на нижней точке рынка с тем, чтобы иметь высокую маржу на подъеме рынка в осенний период.

    К основным факторам, не способствовавших улучшению конъюнктуры рынка тоннажа, осуществлявшего прибрежные и региональные перевозки в августе 2008 г., можно отнести:

    ? снижение цен на бункерное топливо;

    ? снижение цен на некоторые товарные группы, такие как сталь, металлолом, зерно и т.д.;

    ? сложности с реализацией зерна нового урожая вследствие его невысокого качества и низких закупочных цен;

    ? падение конъюнктуры рынка балкерного тоннажа;

    ? консолидация грузовых партий до 15-20 тыс. т (под балкера "хендисайз") для снижения транспортной составляющей (еще два месяца назад наблюдалась обратная картина);

    ? Олимпийские игры в Пекине и еще продолжающийся сезон летних отпусков в Европе и других странах.

     

     

    Прогноз развития фрахтового рынка

    Говоря о падении конъюнктуры рынка балкерного тоннажа в конце лета 2008 года, не стоит забывать о том, что оно происходило с таких высот, что и сейчас фрахтовые ставки остаются выше средних за многие годы. Для многих категорий балкерного тоннажа ставки за 1 тонну дедвейта в сутки по-прежнему остаются выше $1. Другое дело, что балкерам старше 25-30 лет становится все труднее найти подходящую загрузку и, если тенденция к снижению ставок сохранится, они станут первыми кандидатами на отстой или судоразделку.

    В этом году не произошел традиционный со второй половины августа подъем фрахтовой конъюнктуры.

    Помимо колоссального портфеля заказов на новострой, составившего на начало августа 2008 года почти половину действующего флота не менее негативное влияние на судьбу фрахтового рынка может оказать снижение темпов экономического развития в мире, что, к  сожалению, наблюдается в настоящее время. По оценкам экспертов Международной Торговой Палаты/Института исследований мировой экономики, если во втором квартале  2008 года глобальный индекс экономического развития составлял 81,4 пункта, то в 3-м квартале он снизится до 73,4 пунктов, т.е. самого низкого уровня с конца 2001 года.

    Надежды на то, что коллапс фрахтового рынка  не произойдет, по-прежнему связаны с Китаем, Индией и другими быстро растущими экономиками. Определенную поддержку рынку сможет также оказать стремительно растущий экспорт угля из США, ожидаемый уже в этом году на уровне 80 млн. тонн против 50 млн. тонн еще два года назад. К концу 2009/2010 годов экспорт угля из США  планируется в объеме 100 млн. тонн главным образом на европейские страны: Бельгию, Голландию, Великобританию, Францию, Испанию, Польшу и Румынию.

    Позитивные ожидания связываются также с рекордными урожаями кукурузы и сои в южных штатах США, которые будут идти на экспорт из Мексиканского залива США и Миссисипи на балкерах "панамакс" и "хендимакс".

    На рынке коастеров и судов "река-море" также отчетливо проявился традиционный летний спад. Но, большинство морских аналитиков считает, что его нижняя точка была пройдена где-то в середине августа. К тому же эта нижняя точка была достаточно высока по сравнению с аналогичными периодами трех предыдущих лет. Более того, в отличие от рынка балкерного тоннажа, здесь имеются серьезные предпосылки для укрепления рынка в последующие месяцы вплоть до Рождества, возможно, в связи с началом Рамадана с 01 сентября 2008 года и некоторыми особенностями зернового сезона нынешнего года укрепление  рынка будет не столь быстрым и значительным, как того хотели бы судовладельцы.

     

     

    Валерий Войниченко, к.э.н.

    полную версию обзор можно получить в ГП "УкрНИИМФ"

    UNII@PACO.NET

    WWW.UNII.ODESSA.UA

     


Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен