• 28 мая 2008

    ОПК берет курс на север

    В среду на Балтийском заводе был спущен на воду дизель-электрический ледокол "Санкт-Петербург". Между тем, судьба самого предприятия до сих пор остается непонятной: руководство Объединенной промышленной корпорации (ОПК) не отказывается от планов по выводу Балтийского завода, но в то же время говорит о том, что предприятие будет работать, пока есть заказы. Второе предприятие, принадлежащее ОПК, - Северная верфь - тем временем готовится принять на своих мощностях крупный заказ Газпрома по производству судов для освоения шельфа. Одновременно частные судостроительные предприятия в будущем рассчитывают на тесное государственно-частное партнерство с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК).

    Как рассказал вчера председатель совета директоров ОПК Александр Гнусарев, Балтийский завод будет выполнять свою производственную программу, которая полностью зависит от наличия заказов. "Я считаю, что очень важно, что у нас есть такой заказчик, как Росморпорт, - отметил он, - мы считаем, что это целевая ниша Балтийского завода". Отметим, что дизель-электрический ледокол "Санкт-Петербург" - это уже второй ледокол в серии, построенный для Росморпорта. На прошлой неделе генеральный директор ОАО "Балтийский завод" Александр Чистов сообщил, что предприятие работает в обычном режиме, а портфель заказов завода до 2010 года составляет 10 млрд. рублей. Пока ничего не угрожает и стивидорным компаниям, работающим на причалах Балтийского завода - они могут помешать только если придет крупный заказчик, который будет строить большой класс судов. "Все зависит от планов по загрузке завода, - говорит Александр Гнусарев, - но думаю, что в ближайшие годы заказчик с таким заказом не придет".

    Однако в ОПК уверены, что главным вопросом на сегодняшний день является не переезд Балтийского завода, а создание в России нового современного судостроительного комплекса. Как известно, ОПК планирует его создать на базе Северной верфи. Комплекс позволит строить гражданские суда, суда для перевозки сжиженного природного газа, ледоколы, суда ледового класса и морские буровые платформы, а также надводные военные корабли всех типов, включая авианосцы.

    "Мы считаем, что после совещания, которое провел премьер-министр в Санкт-Петербурге, судостроению в России придан новый импульс, - заявил Александр Гнусарев, - Очень важно, чтобы производственная программа по судостроению была как можно быстрее сверстана и начала выполняться, а это зависит от заказчиков". На сегодняшний день заказчиками для предприятий, входящих в ОПК, являются Росморпорт, возможно свои заказы разместит "Совкомфлот", что касается военного кораблестроения - то это либо заказы Министерства обороны, либо экспортные заказы. Сегодня, по мнению руководства ОПК, экономика растет и требует серьезных перевозок, как морских, так и речных.

    При этом в компании рассчитывают на кооперацию с Объединенной судостроительной корпорацией на принципах государственно-частного партнерства, подчеркивая, что оно происходит уже сейчас как на рабочем уровне, так и участием в капитале. Так, принадлежавшие государству 20% акций ОАО "Северная верфь" сейчас передаются в Западный центр, а госпакет конструкторского бюро "Айсберг" - головной компании. На совещании по развитию судостроения, которое проводил в Санкт-Петербурге премьер-министр РФ Владимир Путин, Министр промышленности Виктор Христенко говорил о новых возможностях для механизмов государственно-частного партнерства в Петербурге в рамках двух проектов. Во-первых, это проект "Северной верфи" и кооперации его, прежде всего, с "Янтарем" (Калининград), а тажке проект строительства новых мощностей Выборгского судостроительного завода.  "Мы считаем, что и тот, и другой проект очень перспективен, - подчеркивает Александр Гнусарев, - с одной стороны, это позволит оставить за частным капиталом исполнение заказов, а с другой, Россия получит необходимые суда и корабли". При этом, по его словам, говорить о государственно-частном партнерстве в полной мере можно будет после того, как будут завершены процедуры по формированию ОСК.

    В ОПК считают, что одной из важнейших задач ближайшего времени будет освоение шельфа. А ее решение невозможно, если не будет построен новый флот, который будет обеспечивать разведку и добычу углеводородов. На сегодняшний день на Арктическом шельфе сосредоточено около 30% всех мировых запасов углеводородов, и Россия, по мнению Александра Гнусарева, имеет безусловный приоритет в его освоении.

    В настоящее время ОПК ведет переговоры с Газпромом о перспективах размещения на Северной верфи большого объема заказов. Напомним, что в апреле в рамках совещания, посвященного возможностям российских судостроительных и машиностроительных предприятий по созданию судов и специальной техники для реализации приоритетных проектов Газпрома на Арктическом шельфе делегация ОАО "Газпром" посетила Северную верфь, где были рассмотрены возможности предприятия по строительству морских буровых платформ, судов обеспечения, а также судов для транспортировки сжиженного природного газа. В ОПК говорят, что специалисты Газпрома провели не одно обследование заводов, знакомы с производственной программой, производственными возможностями и планами по модернизации. "Руководство Газпрома высоко оценило то, что мы делали, и то, что мы собираемся сделать, - рассказывает Александр Гнусарев, - мы представили их вниманию суда, которые мы строим пока для норвежской стороны, это суда снабжения, которые в большом количестве потребуются для реализации программы по освоению шельфа". В ОПК считают, что Газпром в краткой перспективе определится со своей производственной программой и в ее рамках начнет размещать заказы. Со своей стороны, если Газпром разместит свои заказы на активах ОПК, то корпорация планирует закупить специально для их выполнения новое оборудование корейской компании Daewoo

    По оценкам господина Гнусарева, Газпрому потребуется около 100 судов снабжения, около 20 газовозов и 20 буровых платформ. Отметим, что первые заказы по поставкам для Штокмановского месторождения были размещены Газпромом на Выборгском судостроительном заводе. В августе 2007 года был заключен контракт на строительство двух морских буровых платформ стоимостью 59 млрд. рублей. Кроме того, в начале апреля Выборгский судостроительный завод подписал соглашение с ОАО "Совкомфлот" о сотрудничестве, которое включает строительство судов для перевозки сжиженного газа, танкеров-химовозов, полупогружных буровых установок и нефтедобывающих платформ, судов обеспечения и технического флота для работы на шельфе. Чуть ранее "Совкомфлот" и дочерняя компания Газпрома "Газфлот" заключили соглашение об обслуживании нынешних и будущих проектов Газпрома на шельфе в Арктическом регионе. Впрочем, в ОПК расценивают факт заключения соглашения с Выборгским судостроительным заводом скорее как положительный, так как для реализации проекта была выбрана российская компания. При этом подчеркивается, что одному предприятию обеспечить все потребности Газпрома в столь амбициозном проекте не удастся, и вся судостроительная промышленность России должна быть готова к тому, чтобы его выполнять.

    Мария Мокейчева


Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен