• 12 мая 2008

    Капитаны в ответе за порты

    В Петербурге проходит 6-ой Конгресс Международной Ассоциации Капитанов Портов. Впервые эта организация, объединяющая более 250 капитанов портов и представителей морских организаций из 43 стран мира выбрала для своего съезда Россию. Встреча проходит на фоне завершения реформы системы управления российскими портами и повышения роли капитанов портов, обусловленных принятием нового закона «О морских портах в Российской Федерации».

     

    Встречи капитанов портов проходят регулярно раз в два года в разных странах. Первый конгресс состоялся в 1998 году в Амстердаме, а в 2008 году по приглашению Администрации морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» — в России под девизом «Порты будущего – Навстречу вызову». Председателем конгресса  капитан морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» Петр Паринов, который в своей приветственной речи отметил, что проведение конгресса в Петербурге — это не случайное решение, так как Россия является одной из крупнейших морских держав. Сейчас в России 62 морских порта, в половине из них осуществляется перегрузка внешнеторговых и транзитных грузов, остальные имеют региональное и локальное значение.

     

    Директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Алексей Клявин подчеркнул, что тема конгресса особенно актуальна в связи с повышением роли морского транспорта в международных перевозках. Сегодня общий объем грузоперевозок в мире составляет около 7 миллиардов тонн в год. «Судоходство — глобальная индустрия, обеспечивающая перевозку большинства грузов во всем мире, - отметил Алексей Клявин, - но судоходство не может существовать без портов, обеспечивающих перегрузку, а обеспечение безопасности в портах — задача капитанов». Он подчеркнул, что даже высокотехнологичные порты не могут обойтись без работы капитанов порта, которые отвечают за обеспечение безопасности, защиту окружающей среды и обеспечение судоходства. «В настоящее время капитан является руководителем администрации морского порта, что добавляет им полномочий и прав», - напомнил Алексей Клявин.

     

    Отметим, что положение о статусе капитана морского порта появилось в «Законе о морских портах в Российской Федерации», принятом в конце прошлого года. Согласно ему «капитан морского порта возглавляет администрацию морского порта и является должностным лицом, осуществляющим установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функции по регистрации судов и выдаче соответствующих судовых документов, регистрации права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судов или строящихся судов и иных прав на них, выдаче соответствующих документов, обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту». При этом к капитану предъявляются серьезные профессиональные требования — он должен иметь высшее профессиональное образование в области морского судовождения, а также диплома, подтверждающего право занимать должность капитана морского судна валовой вместимостью три тысячи и более единиц валовой вместимости.

     

    Как заявил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, роль капитанов портов в морской отрасли трудно переоценить. «У нас есть профессиональная шутка, что настоящих капитанов портов меньше чем космонавтов», - рассказал Александр Давыденко. Он сообщил, что в настоящее время 60 капитанств управляют 62 морскими портами, 10 устьевыми речными портами и 16 рыбными портами и напомнил, что сейчас завершается работа по формированию администраций морских портов и объединению всех рыбных и специализированных портов под руководством капитанов портов. Отметим, что реорганизация проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2006 года №773 «О совершенствовании системы управления морскими рыбными портами для осуществления комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота».

     

    Между тем, возможно, реформы управления портами не закончатся на этом, и в дальнейшем администрации портов будут укрупнены. Как заявлял заместитель руководителя Росморречфлота Игорь Русу на выездном заседании Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике и Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, назрела необходимость дальнейшего реформирования системы портовых властей. «Мы видим потребность в создании бассейновых администраций морских портов с филиалами в морских портах, возглавляемыми капитанами порта, - отметил Игорь Русу, - создание бассейновых администраций портов позволит обеспечить безопасность мореплавания на всей акватории территориального моря РФ, а также оптимизировать, или, проще говоря, не раздувать штат администраций, создаваемых в каждом морском порту, и значит, избежать увеличения расходов администраций морских портов».

     

    Софья Винарова

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен