• 7 февраля 2020

    Удобряй и властвуй

    Несмотря на общее снижение объемов перевалки российских грузов в портах Прибалтики и Финляндии, грузооборот отечественных минудобрений по итогам 2019 года в них даже вырос - за счет портов Силламяэ и Котка. Либерализация российского законодательства и сельскохозяйственное импортозамещение могут переломить эту ситуацию.

    Нахимичили с законами

    Как следует из статистических данных Минтранса России, объем перевалки российских внешнеторговых грузов через порты государств Прибалтики и Финляндии за 2019 год составил 40,7 млн тонн, что на 11% меньше результата 2018 года. Отметим, что тенденция на снижение российского грузооборота в иностранных портах продолжается много лет подряд, это соответствует государственной политике по переориентации грузов в отечественные терминалы.

    Тем не менее, здесь есть свои нюансы.


    Так, объем перевалки минудобрений через иностранные порты не только не сокращается, но и продолжает расти: в 2019 году в портах Прибалтики и Финляндии было перевалено 9,84 млн тонн российский минудобрений, рост по сравнению с 2018 годом составил 3,5%. Причем прирост этот был обеспечен двумя портами: эстонским Силламяэ и финским Котка (Хамина-Котка).

    Что касается порта Котка, то здесь терминал минудобрений активно работает с 2012 года. Его клиентами выступали российские производители: ОАО «Азот» (Кемерово), «Уралхим» и «Фосагро». С тех пор терминал активно наращивал грузооборот и по итогам 2019 года достиг объема перевалки в 1,3 млн тонн. В 2017 году сообщалось, что «Фосагро» приобрела в Котке складские мощности для хранения удобрений.

    Через Силламяэ в 2019 году было перегружено 3,79 млн тонн российских удобрений, что на 27% больше показателя 2018 года. В остальных портах Прибалтики грузооборот российских минудобрений, напротив, падал.

    В Силламяэ работает терминал минудобрений российского «ЕвроХима», а также терминал минудобрений ВСТ. Как указано в материалах «ЕвроХима», в декабре 2019 года в Силламяэ был открыт новый терминал по хранению и перевалке аммиака компании, что обеспечило российскому поставщику удобрений «дополнительную гибкость в части логистики и снижение затрат». Мощность перевалки аммиака на терминале ориентировочно составляет 1 млн тонн в годэ. Груз, судя по всему, будет поставляться с также недавно открытого аммиачного завода в Кингисеппе (Ленинградская область).

    Казалось бы, имея завод в Кингисеппе, сам Бог велел поставлять продукцию через расположенный «под боком» порт Усть-Луга. Действительно, с 2015 года «ЕвроХим» заявляет о планах строительства в этом порту специализированного терминала, ориентированного, прежде всего, на перевалку калийных удобрений с Усольского комбината, максимальная проектная мощность которого на 2020 год компанией оценивается в 2,3 млн тонн в год.

    «Мы планируем построить от 5 до 7 млн тонн (мощность терминала – прим. Ред. «ПортНьюс»), прямо на берегу в Усть-Луге. Земля у нас есть, деньги есть, мы все сделаем», - заявил в октябре прошлого года в рамках Международного транспортно-логистического форума PRO//Движение.1520 глава операционной логистики АО «МХК «Еврохима» Дмитрий Болдырев. По его словам, реализации проекта препятствуют чрезмерные требования Водного кодекса, в соответствии с которыми химические объекты в водных границах должны располагаться в 500 м от берега. При этом в мире подобные склады строят прямо на берегу.

    «Что у нас такое в стране произошло исключительное, что нужно запретить удобренческие склады? И мы не о пестицидах говорим, не о ядохимикатах — об обычных, банальных удобрениях, которые во всем мире грузятся на берегу. Мы боремся уже полтора года. Наш проект зависит от этого»,- сказал тогда Дмитрий Болдырев.

    Похоже, в предыдущем составе правительства России стенания бизнеса услышали и 20 декабря 2019 года внесли в Госдуму законопроект, который снимает запрет на размещение хранилищ агрохимикатов на территории морских портов. Законопроектом предлагается разрешить их хранение в границах водоохранных зон за пределами границ прибрежных защитных полос. Он также предусматривает, что проектная документация хранилищ должна будет пройти государственную федеральную экологическую экспертизу.

    В январе 2020 года Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поддержал проект документа.

    В этой связи отметим, что крупный проект по созданию специализированного терминала по перевалке минудобрений перспективной мощностью до 7 млн тонн в год также заявлялся в рамках проекта «Приморский УПК» (порт Приморск).

    С другой стороны, санкционная политика способствовала росту сельского хозяйства внутри самой России. Как указано в обзоре Высшей школы экономики, в первом  полугодии  2019  года  потребление удобрений на российском рынке выросло на 14,1% - до 5,46 млн тонн  в  физическом  весе. Сильнее всего выросли  поставки на внутренний рынок карбамид-аммиачной смеси (+36%), концентрированных фосфорных (+32%) и комплексных удобрений (+22%).

    Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» директор по логистике и аналитике инжиниринговой компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин, «рост внутреннего потребления минеральных удобрений идет значительно медленнее прироста мощностей по их производству. Мало того, он явно отстает от целевых показателей министерства сельского хозяйства. При этом массовое применение минеральных удобрений, в отдельных регионах мира возможно и чрезмерное, может стать следующей целью для нападок «зеленых».

    Таким образом, если российское законодательство в части размещения хранилищ минудобрений будет либерализовано, внутренний спрос на удобрения вырастет, а в мире начнется кампания по ограничению их использования, то порты Прибалтики и Финляндии в ближайшем будущем могут легко недосчитаться российских удобрений. Более того, никто не отменял и контейнеризации грузов, которую активно прорабатывает, например, петербургский ММПК «Бронка».

    Виталий Чернов.