• 16 января 2020

    Сергей Гайдаев: «Строительство Багаевского гидроузла не препятствует судоходству»


    Об итоговых показателях 2019 года Азово-Донского бассейна и ходе реализации важнейшего отраслевого проекта - строительства Багаевского гидроузла - ИАА «ПортНьюс» рассказал руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев.

    — Сергей Константинович, поздравляю Вас с успешным завершением навигации в бассейне. Пожалуйста, расскажите об итоговых показателях навигации 2019 года.

    — Спасибо! Навигация в Азово-Донском бассейне внутренних водных путей была завершена 11 декабря 2019 года, когда последнее груженое судно - «Балтийский-111» - покинуло границы бассейна в 13-30 мск 11 декабря 2019 года. Транзитная навигация завершилась чуть ранее - 27 ноября.

    По итогам навигации 2019 года в границах Азово-Донского бассейна ВВП объем перевозок грузов составил 9 млн 851 тыс. тонн грузов, что на 6,5% ниже уровня 2018 года. В том числе транзитные перевозки составили 8 млн 524 тыс. тонн грузов, или 98% к аналогичному показателю 2018 года; грузопотоки с пристаней Дона – 1 млн 254 тыс. тонн (73% к уровню 2018 года); грузопотоки с карьеров Северского Донца – 70 тыс. тонн (61,2% к 2018 году).

    Общее количество судозаходов в границах бассейна составило 6096 ед. флота, что на 1,4% меньше, чем в 2018 году: из них в движении вниз 2989 судов, в движении вверх – 3107 ед. флота. В структуре судооборота преобладал сухогрузный флот: 2698 ед., или 44,3% от общего судопотока. Нефтеналивной флот составил 42,6%, или 2598 ед. флота. Остальные 467 и 333 судов – это пассажирский и буксирный флот, которые составляют соответственно 7,7% и 5,4% от общего судопотока.

    — Какие грузы преобладали в Азово-Донском речном бассейне? Изменились ли традиционные грузопотоки?

    — По итогам 2019 года в номенклатуре грузов в бассейне преобладали мазут (2 млн 738 тыс. тонн; + 3,4% к уровню 2018 года), сера (1 млн 559 тыс. тонн; + 210,6%) и пшеница (1 млн 108 тыс. тонн; - 47,8%).

    В структуре грузооборота преобладали транзит нефтепродуктов (5 млн 126 тыс. тонн, или 52%), транзит и отгрузка на элеваторах реки Дон зерновых и сельскохозяйственной продукции (1 млн 620 тыс. тонн, или 16,4%) и транзит серы (1 млн 559 тыс. тонн, или 15,8%).

    За отчетный период в бассейне зафиксирован новый грузопоток – это грузопоток пальмового масла из Турции в порт Саратов, объем перевозок составил 73 тыс. тонн.

    — Чем обусловлено снижение общего объема перевозок и судооборота в 2019 году?

    — В связи с повышенным спросом и наиболее выгодной ценовой политикой в Каспийском бассейне в навигацию 2019 года грузопотоки зерновых грузов были переориентированы в направлении Каспия. Цена на урожай зерновых текущего года была невысокой и не устраивала компании-сельхозпроизводители. После зимнего хранения урожая 2019 года на зернохранилищах прогнозируется возобновление весенних перевозок зерновых грузов по ценам, устраивающим все стороны транспортного процесса.

    Флот компании ООО «НавигаторЪ» частично был задействован в перевозках нефтепродуктов как в южном, так и в северо-западном направлениях.

    Еще одним важным фактором, повлиявшим на перевозки нефтепродуктов, оказалось завершение отгрузок на некоторых нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ Кашпир, НПХ Саратов) в начале ноября 2019 года: заводы готовились к профилактическим и ремонтным работам.

    — Были ли сложности с водностью в этом году? В каком объеме осуществлялись попуски Цимлянского водохранилища?

    — Хотя водность 2019 года была ниже нормы, сложностей в обеспечении навигационной безопасности не возникало. Уровни воды в верхних бьефах Кочетовского, Константиновского и Николаевского гидроузлов держались не ниже проектных. Понижение уровней воды по опорным водпостам в отдельные дни на незарегулированном участке водного пути в нижнем бьефе Кочетовского гидроузла было непродолжительным и не приводило к срывам гарантированных габаритов судового хода.

    Сбросы воды из Цимлянского водохранилища в апреле-мае 2019 года составляли 410 куб. м/с, в мае-июне — 380 куб. м/с, с третьей декады июня и до конца навигации — 340-350 куб. м/с.

    — В ноябре падение уровня воды из-за продолжительного действия сгонных восточных ветров фактически привело к приостановке судоходства в морских портах Ростов-на-Дону и Азов. Как решалась эта проблема на внутренних водных путях Азово-Донского бассейна?

    — Аномальный ветровой сгон на Нижнем Дону в ноябре 2019 года был обусловлен длительным действием штормовых ветров северного и восточного направлений во всем Азовском море, вплоть до Керченского пролива, что привело к приостановке выгрузки судов «река-море» плавания в накопители, понижению уровней воды в Азово-Донском морском канале (АДМК), портах Азов, Ростов-на-Дону и, как следствие, к частичной остановке движения флота вниз по реке Дон в границах бассейна, от устья 132-го подходного канала шлюза № 15 ВДСК до 3121-го км реки Дон (Аксай).

    Работа в таких условиях требовала повышенной концентрации диспетчерского аппарата нашего учреждения в обеспечении диспетчерского регулирования транзитного флота в ожидании навигационных глубин на акваториях морских портов Ростов-на-Дону и Азов, а также на АДМК. Несмотря на это, движение судов осуществлялось, расстановка судов проводилась не только на рейдах, но и на участках водного пути, где временная стоянка судов не ограничивает движение флота и не снижает безопасность судоходства. Таким образом шла перестановка флота, пропуск ближе к морскому порту Ростов-на-Дону или на его акваторию судов в балласте и с наименьшими осадками, а также тех судов, которые могли принять под обработку причалы Ростовского порта.

    После улучшения погодных условий и стабилизации уровней воды массовый вывод флота осуществлялся в тесном взаимодействии с коллегами из смежных бассейнов для организации движения таким образом, чтобы подать максимальное количество флота к разводке Ростовского разводного железнодорожного моста.

    — В каком объеме выполнены дноуглубительные работы в 2019 году?

    — В результате незначительных паводков в межнавигационный период 2018-2019 годов переформирования перекатов в Азово-Донском бассейне ВВП были незначительными. После выполнения предварительных съемок лимитирующих перекатов было выявлено переформирование части русла, выразившееся в наращивании отметок дна на гребнях перекатов и росте отдельных побочней.

    К проведению транзитных дноуглубительных работ мы приступили в меженный период навигации после окончания нереста. Дноуглубления выполнялись на двадцати восьми перекатах в период с 1 июня по 1 октября 2019 года. Объем дноуглубительных работ составил 1 млн 366,5 тыс. тонн куб. м, что незначительно превысило план.

    Выполнение дноуглубительных работ в зоне ответственности ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» обеспечило безопасные условия для безаварийного плавания транспортного флота по Нижнему Дону.

    — Если говорить о безопасности судоходства, каковы итоги работы портового контроля в Азово-Донском бассейне ВВП в 2019 году?

    — По итогам работы государственного портового контроля в 2019 году было проведено 704 осмотра судов. В ходе этих осмотров инспекторами выявлено 2673 нарушения, по выявленным нарушениям выписано 664 предписания, составлено 16 протоколов на должностных лиц, приостановлено движение 49 судов. Основной причиной временного задержания судов стало отсутствие свидетельств о проверке «Правил плавания на внутренних водных путях» у судоводителей и членов экипажей, несущих ходовую вахту.
    За отчетный период в бассейне произошло 10 транспортных происшествий: во всех случаях по причине судоводительской ошибки.

    — Какие участки являются самыми сложными для судоходства?

    — Наиболее сложными условиями судоходства характеризуется участок от Кочетовского гидроузла до станицы Раздорская (3030-й км реки Дон), поскольку он не зарегулирован. Плавание здесь осложняют крутые излучины, ограничивающие просматриваемость судового хода, что затрудняет расхождение встречных судов. На многих изгибах судового хода наблюдаются прижимные и свальные течения.

    Нижний участок плеса от станицы Багаевской до устья подвержен ветровым сгонно-нагонным явлениям, которые, как правило, наблюдаются в осенние месяцы, реже в конце августа. На этом участке восточные штормовые ветра, обуславливающие сгон воды, могут непрерывно длиться 2-3 дня, в отдельных случаях – до 6-7 дней. При этом снижение уровня воды при сгонах может составлять до 10-20 см у станицы Раздорской до 2,5 м в устье реки Дон.

    — Для решения проблемы маловодности в Азово-Донском речном бассейне строится Багаевский гидроузел. На каком этапе находится реализация проекта сегодня? Какие работы были произведены в 2019 году?

    — Строительство Багаевского гидроузла реализуется в два этапа. В апреле 2018 года стартовал первый этап, в ходе которого выполняются работы подготовительного периода. Эти работы включают в себя строительство судоходной прорези для переноса судового хода на период работ, причала строительной базы, временной линии электропередач, создание намывных участков для размещения административных зданий и сооружений будущего гидроузла.

    На начальном этапе были проведены масштабные работы по очистке от взрывоопасных предметов территории строительства объекта в прибрежной полосе острова Арпачинский и подводной части судоходной прорези. В левом рукаве реки Дон были обнаружены фрагменты ряда затопленных судов, которые извлекались со дна по специальной технологии с соблюдением необходимых мер безопасности с учетом наличия внутри частей корпуса и рядом с ним большого количества взрывоопасных предметов.

    Кроме того, были соблюдены ограничения на выполнение работ в пойме реки Дон в период с 1 марта по 31 сентября, связанные с нерестом и скатом молоди рыб. Эти меры были предусмотрены для минимизации воздействия на окружающую среду, в том числе на водные биологические ресурсы.

    В связи свышеперечисленным, а также из-за неблагоприятных погодных условий полномасштабные дноуглубительные работы были начаты только в декабре 2018 – январе 2019 года. До начала нерестового периода – 1 апреля 2019 года – на строительной площадке активно проводились дноуглубительные работы и намыв площадок объектов производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения.

    По окончанию нерестового периода и получения согласования Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства работы продолжились и в настоящее время завершены. Выполнена планировка площадки под требуемую отметку и сформированы откосы.

    Завершено строительство причала, который будет использоваться для разгрузки оборудования и материалов на втором этапе реализации проекта. Построена временная линия электропередач для обеспечения строительства объектов основного периода.

    То есть все основные строительно-монтажные работы завершены.

    — Ведутся ли компенсационные мероприятия и контроль воздействия на окружающую среду?

    — Безусловно. В ходе реализации первого этапа предусмотрен ряд природоохранных мероприятий. В соответствии с заключением Азово-черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству  предусмотрен выпуск мальков промысловых видов рыб в акваторию реки Дон, проводится еженедельный мониторинг экологической обстановки, для которого привлекается независимая лаборатория. Результаты мониторинга доказывают, что строительство ведется в полном соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

    — Как изменились условия судоходства в связи со строительством Багаевского гидроузла? Как осуществлялся пропуск флота?

    — Само по себе место строительства – остров Арпачинский – выбрано не случайно. Строительство основных объектов напорного фронта шлюзов, водосбросной плотины будет проходить непосредственно на острове и в правой судоходной протоке реки Дон. В связи с этим главной задачей реализации объектов первого этапа, так называемого «подготовительного периода», было подготовить левую – несудоходную – протоку для пропуска судов и паводковых вод в весенний период.

    С начала 2019 года генподрядчиком активно велись дноуглубительные работы, и уже в апреле по новому судовому ходу шириной 80 м и глубиной в его пределах 4 м суда пошли в направлении Цимлянского водохранилища.

    Важность этого момента заключалась в возможности обеспечения судоходства в период намыва площадок стройбазы на правом берегу с пересечением пульпопроводами существующего судового хода.

    После окончания нерестового периода работы продолжились. В сентябре габариты строительной прорези уже позволяли безопасно пропускать флот и движение судов было переключено в левый рукав. Это позволило организовать намыв площадок под сооружения на правом берегу, перекрыв пульпопроводами «старое» русло.

    В настоящее время эти дноуглубительные работы завершены. В результате мы получили не только судовой ход, соответствующий безопасным условиям судоходства, но и русло, сечение которого достаточно для пропуска расходов воды в половодье.

    Сложности с пропуском транзитного флота по участку водного пути в зоне строительства Багаевского гидроузла в навигацию 2019 года не возникало.

    — Какие работы по строительству Багаевского гидроузла планируются в 2020 году?

    — В 2020 году планируется завершить все мероприятия по реализации объектов подготовительного этапа и приступить к основному этапу строительства Багаевского гидроузла, который включает в себя возведение и устройство целого ряда сооружений. Среди них – судоходный шлюз, который обеспечит возможность пропуска судов через створ гидроузла, а также водосбросная и земляная плотины, которые будут создавать и поддерживать на заданных отметках подпор воды в реке Дон.  Дополнительно через земляную плотину будут осуществляться санитарные попуски воды по левому рукаву реки Дон.

    Устройство рыбопропускного шлюза и рыбоходно-нерестового канала, а также принятый режим эксплуатации водохранилища обеспечат беспрепятственное прохождение рыбы в нерестовый период.

    В дальнейшем строителями будут проведены работы по дноуглублению и спрямлению участков русла реки для обеспечения требуемых габаритов судового хода, а также построены объекты производственного, служебно-технического, вспомогательного, социально-бытового и жилого назначения, необходимые для функционирования гидросооружения.

    Завершение строительства Багаевского гидроузла запланировано на 2023 год.

    — Какие ремонтные работы планируются в межнавигационный период в рамках подготовки к навигации 2020 года?

    — Для того, чтобы своевременно открыть навигацию 2020 года, без задержек ввести в эксплуатацию суда основного ядра, в межнавигационный период 2019-2020 годов ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» предстоит осуществить ремонт 29 ед. флота и средний ремонт 12 ед. флота. Основной объем ремонтных работ проводится собственными силами на базе Константиновский ремонтно-механических мастерских. Для проведения ремонтных работ, которые не представляется возможным произвести собственными силами, привлекаются сторонние организации.

    Кроме того, в межнавигационный период запланированы ревизия и ремонт механизмов галерейных затворов приводов ворот гидроузлов, ремонт откосов камер судоходных шлюзов и струенаправляющих дамб, электродвигателей, датчиков и электромагнитов щитов местного управления.

    На гидроузле №2 на реке Северский Донец проводится водоотлив камеры судоходного шлюза с ремонтом подводных элементов. В частности, запланирован ремонт приводов и металлоконструкций затворов водопроводных галерей, ревизия и ремонт клинкетных затворов рабочих двустворчатых ворот, ремонт сводов водопроводных галерей и стен камеры судоходного шлюза.

    Беседовала Елена Ткачева.

    Этот и другие проекты обсудят делегаты крупнейшего в России конгресса по гидротехнике и дноуглублению в Москве 26-27 февраля 2020 года >>>>