Несмотря на то, что целый ряд крупных портов мира уже ввел запрет на использование скрубберов с открытым контуром, а закрытые системы стоят очень дорого и имеют больший вес, мировая судоходная индустрия продолжает оснащать скрубберами свои суда, а ученые говорят о больших выбросах парниковых газов при производстве низкосернистого топлива в сравнении с высокосернистым.
Широкий взгляд
Члены судоходного альянса за экологичное судоходство – Clean Shipping Alliance 2020 (CSA 2020), сформированного в прошлом году, положительно оценили новое исследование, посвященное использованию систем очистки выхлопных газов (скрубберов). В исследовании, опубликованном норвежской SINTEF (одной из крупнейших в Европе независимых исследовательских организаций), указывается, что использование на всех стадиях жизненного цикла обычного мазута вместе со скрубберными установками является оптимальным средством для глобального сокращения выбросов парниковых газов.
В результатах исследований говорится о том, что двухтактные двигатели с рециркуляцией отработавших газов (EGR) и скрубберами представляют собой наиболее экономичное и эффективное техническое решение для соблюдения требований IMO как по уровню содержания окислов азота (стандарт IMO Tier-3), так и по уровню содержания серы в 0,5% с 2020 года.
Лучшая экологичность при использовании скрубберов, по мнению исследователей, достигается за счет меньших выбросов углекислого газа (СО2) в процессе производства высокосернистого топлива в сравнении с производством дистиллятов.
Исполнительный директор альянса CSA 2020 Ян Адамс полагает, что в отрасли давно пришли к выводу, что при производстве самого топлива имеется разница в энергетических затратах, которую следует учитывать. Он считает, что «использование высокосернистого топлива в системе очистки выхлопных газов окажет благотворное влияние на глобальное сокращение выбросов серы и оксидов азота, а также на выбросы парниковых газов».
Согласно Адамсу, существенную выгоду также можно получить от сокращения твердых частиц в выбросах.
Голосование долларом
Несмотря на пессимизм многих экспертов относительно применения скрубберов, системы газоочистки находят своих потребителей, особенно в преддверии ограничений 2020 года. Так, корпорация Wartsila и китайская COSCO Shipping Heavy Industry в июне 2019 года подписали меморандум о взаимопонимании для развития и локализации производства и поставок скрубберных систем в Китае, являющемся одним из крупнейших судостроительных центров мира.
Скрубберы активно устанавливаются, например, крупнейшими танкерными компаниями. Средняя цена скруббера с установкой составляет $4-$5 млн в зависимости от класса судна, процесс установки длится до полугода.
Что касается отечественного рынка, то здесь имеется юридическая коллизия, связанная с требованиями Техрегламента Таможенного союза. В актуальной редакции документа с 2020 года вводятся ограничения на производство и перевозку на территории и акваториях Таможенного союза судового топлива, не соответствующего стандартам по содержанию серы 0,5%. В частности, это создает проблемы для судов со скрубберами, поскольку в таком случае они не смогут получить и использовать высокосернистое топливо в странах Таможенного союза. В связи с этим в Минэнерго поступило письмо от одной из вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) с предложением исключить из экологических ограничений топливо, предназначенное для использования на судах со скрубберами, а также продлить срок выпуска в обращение топлив с содержанием серы до 1,5% до 31 декабря 2023 года.
Разумеется, все вышесказанное не снимает существенных минусов при использовании скрубберов, о чем более подробно мы писали ранее >>>>. Однако это говорит о том, что последствия от ужесточения требований к судовому топливу продолжают оставаться труднопредсказуемыми. Наблюдающийся сейчас пессимизм относительно использования скрубберов, вполне вероятно, может в будущем смениться оптимизмом, особенно если международные регуляторы подойдут к решению глобальных экологических проблем более комплексно, с учетом оценки воздействия на окружающую среду полного жизненного цикла производства и применения того или иного вида топлива.
Виталий Чернов.