• 20 марта 2008

    Российским судам - российский флаг

    Российский международный реестр судов к 2009 году пополнится судами крупнейшего российского пароходства – компании «Совкомфлот». Это станет серьезным шагом к развитию реестра, как по тоннажу, так и по качеству судов. В целом же пока реестр формируется не очень активно, так как механизм его работы еще не отработан. Так, в прошлом году из 16 построенных транспортных судов под российский флаг принято только два, остальные зарегистрированы под «удобными» флагами. Однако в Министерстве транспорта РФ рассчитывают привлекать в дальнейшем больше судов, тем самым повышая конкурентоспособность российского флота на мировом рынке.
    Сомкомфлот приплыл в Российский международный реестр
    Президент ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк во время встречи с губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко заявил, что к 2009 году компания планирует зарегистрировать под российским флагом пять судов для работы в шельфовых условиях Крайнего Североа. Как отметила Валентина Матвиенко, это первые суда, которые будут зарегистрированы под российским флагом в Санкт-Петербурге и правительство города сделает все необходимое для успешной реализации этого проекта. В декабре прошлого года на южнокорейской верфи Samsung Heavy Industries Co., Ltd было завершено строительство первого танкера – «Василий Динков», остальные суда будут построены как за границей, так и на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге. Суда будут зарегистрированы в Российском международном реестре судов, который дает определенные льготы для судовладельцев, в отличие от Государственного судового реестра. Стоит отметить, что при создании Российского международного реестра судов ставилась цель в том числе и привлечения под российскую регистрацию иностранных судов, эксплуатация которых требует наличия российского флага – например, в Арктике.

    Как сообщил ИАА «ПортНьюс» директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Алексей Клявин, переход под российский флаг судов «Совкомфлота» является качественно новым этапом для Российского международного реестра судов, прежде всего, потому что теперь под российским флагом будут эксплуатироваться суда новейшего поколения большого тоннажа. После регистрации пяти танкеров «Совкомфлота» общий дедвейт судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, превысит 1 млн. тонн. По словам Алексея Клявина, это повысит престиж российского судоходства на международном рынке и добавит конкурентоспособности российским компаниям, чьи суда зарегистрированы под российским флагом.
    Российские иностранцы
    На сегодняшний день в Российском международном реестре судов зарегистрировано около 200 судов суммарным тоннажем около 800 тыс. тонн. По данным Министерства транспорта РФ, в состав морского флота, контролируемого Россией, входит флот морских пароходств 153 судна общим дедвейтом 1,9 млн. тонн, флот прочих судоходных компаний России, в том числе суда смешанного плавания «река-море» речных пароходств, зарегистрированные в морских портах России и используемые на перевозках грузов морем – всего 1154 судна общим дедвейтом 3,9 млн. тонн, отдельно флот судоходных компаний России, зарегистрированный под иностранными флагами – 164 судна общим дедвейтом 10,4 млн. тонн, в том числе флот ОАО «Совкомфлот» - 58 судов общим дедвейтом 4,5 млн. тонн.

    На начало 2008 года Россией контролировалось 1471 судно общим дедвейтом 16,2 млн. тонн, из которых 63,9% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами. Отметим, что в 1992 году эта величина составляла только 18,4%. Таким образом, если исходить из формальной регистрации судов под национальным флагом, то Россия занимает по итогам 2007 года 30-е место по тоннажу флота. При этом фактически – с учетом российских судов, зарегистрированных под «удобными» флагами – Россия, по подсчетам иностранных экспертов, находится на 13-м месте в мире сразу после Великобритании, Дании, опережая Италию и Турцию.

    Между тем, даже с вводом второго реестра судовладельцы не стремятся регистрировать свои суда под российским флагом. Так, из 16 транспортных судов построенных в 2007 году, под российский флаг было принято только два. На 2008 год запланированы поставки еще 27 судов транспортного флота суммарным дедвейтом около 1,6 млн. тонн, из них, по данным Минтранса, под российским флагом будет зарегистрировано семь судов.
    Иностранный партнер российского реестра

    Между тем, привлечение судовладельцев для регистрации судов в Российском международном реестре осуществляется, в том числе, и за счет расширения спектра различных услуг. Так, в декабре 2007 года Минтранс наделил классификационное общество Germanischer Lloyd (GL) полномочиями по проведению конвенционных освидетельствований на судах под российским флагом. Таким образом, компания стала первым иностранным классификационным обществом, получившим полномочия по освидетельствованию, одобрению проектов, выдаче свидетельств о соответствии международным конвенциям. Одновременно с признанием GL Российским флагом, Немецкая морская администрация Зееберуфсгеноссеншафт (See-BG) наделила полномочиями Российский Морской регистр судоходства – теперь российское классификационное общество уполномочено освидетельствовать суда под немецким флагом. В GL отмечают, что такое решение Минтранса дает российским судовладельцам право выбора классификационного общества, которого до этого не было. Кроме того, многие российские судоходные компании сейчас работают на европейском рынке, поэтому для повышения доверия иностранных партнеров выбор германского классификационного общества может быть оправдан.

    Принятие федерального закона №168-ФЗ и создание Российского международного реестра судов должны, по идее, уравнять налоговые и организационные условия деятельности российских судовладельцев с работой их иностранных коллег, а также выдержать конкуренцию без смены российского флага и российского «гражданства» судов.
    Законодательные вопросы
    Проблемы с переходом судов российских компаний под российский флаг не закончились с введением второго реестра судов – Российского международного реестра. Большинство экспертов и самих судовладельцев считают, что закон требует принятия большого количества подзаконных актов, которые бы установили четкий порядок взаимодействия с таможенными, налоговыми и прочими контролирующими органами. Например, вопрос о ввозной таможенной пошлине, которую закон о Российском международном реестре должен был отменить, был решен только после принятия постановления Правительства РФ летом 2007 года. В нем установлено, что суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов, освобождаются от обложения ввозной таможенной пошлиной при условии представления декларантом в таможенный орган таможенной декларации с приложением свидетельства о регистрации судна в реестре и копии документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в реестре. Если же судно из реестра исключается, то ввозная таможенная пошлина должна быть уплачена собственником не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из реестра.

    Расчеты экспертов показывают, что величина доходов только от регистрации морского флота, может ежегодно составлять порядка $2 млн., также миллионы долларов будет составлять сумма подоходного налога, уплачиваемого членами экипажей судов, зарегистрированных в реестре. Однако для того, чтобы деятельность реестра была экономически эффективной и рентабельной, необходимо решение множества вопросов по применению законодательства на практике.

    Вопросы функционирования Российского международного реестра судов, проблемы и перспективы возрождения торгового флота России, аспекты строительства, классификации, страхования, налогообложения и таможенного оформления судов, зарегистрированных под флагом РФ будут обсуждаться на конференции «Российский международный реестр судов: практика, проблемы и перспективы», которую при поддержке Министерства транспорта РФ проводит агентство «ПортНьюс» 16 апреля в Петербурге.

    Мария Мокейчева

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен