Как сообщил ИАА «ПортНьюс» директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Алексей Клявин, переход под российский флаг судов «Совкомфлота» является качественно новым этапом для Российского международного реестра судов, прежде всего, потому что теперь под российским флагом будут эксплуатироваться суда новейшего поколения большого тоннажа. После регистрации пяти танкеров «Совкомфлота» общий дедвейт судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, превысит 1 млн. тонн. По словам Алексея Клявина, это повысит престиж российского судоходства на международном рынке и добавит конкурентоспособности российским компаниям, чьи суда зарегистрированы под российским флагом.
На начало 2008 года Россией контролировалось 1471 судно общим дедвейтом 16,2 млн. тонн, из которых 63,9% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами. Отметим, что в 1992 году эта величина составляла только 18,4%. Таким образом, если исходить из формальной регистрации судов под национальным флагом, то Россия занимает по итогам 2007 года 30-е место по тоннажу флота. При этом фактически – с учетом российских судов, зарегистрированных под «удобными» флагами – Россия, по подсчетам иностранных экспертов, находится на 13-м месте в мире сразу после Великобритании, Дании, опережая Италию и Турцию.
Между тем, даже с вводом второго реестра судовладельцы не стремятся регистрировать свои суда под российским флагом. Так, из 16 транспортных судов построенных в 2007 году, под российский флаг было принято только два. На 2008 год запланированы поставки еще 27 судов транспортного флота суммарным дедвейтом около 1,6 млн. тонн, из них, по данным Минтранса, под российским флагом будет зарегистрировано семь судов.
Между тем, привлечение судовладельцев для регистрации судов в Российском международном реестре осуществляется, в том числе, и за счет расширения спектра различных услуг. Так, в декабре 2007 года Минтранс наделил классификационное общество Germanischer Lloyd (GL) полномочиями по проведению конвенционных освидетельствований на судах под российским флагом. Таким образом, компания стала первым иностранным классификационным обществом, получившим полномочия по освидетельствованию, одобрению проектов, выдаче свидетельств о соответствии международным конвенциям. Одновременно с признанием GL Российским флагом, Немецкая морская администрация Зееберуфсгеноссеншафт (See-BG) наделила полномочиями Российский Морской регистр судоходства – теперь российское классификационное общество уполномочено освидетельствовать суда под немецким флагом. В GL отмечают, что такое решение Минтранса дает российским судовладельцам право выбора классификационного общества, которого до этого не было. Кроме того, многие российские судоходные компании сейчас работают на европейском рынке, поэтому для повышения доверия иностранных партнеров выбор германского классификационного общества может быть оправдан.
Принятие федерального закона №168-ФЗ и создание Российского международного реестра судов должны, по идее, уравнять налоговые и организационные условия деятельности российских судовладельцев с работой их иностранных коллег, а также выдержать конкуренцию без смены российского флага и российского «гражданства» судов.
Расчеты экспертов показывают, что величина доходов только от регистрации морского флота, может ежегодно составлять порядка $2 млн., также миллионы долларов будет составлять сумма подоходного налога, уплачиваемого членами экипажей судов, зарегистрированных в реестре. Однако для того, чтобы деятельность реестра была экономически эффективной и рентабельной, необходимо решение множества вопросов по применению законодательства на практике.
Вопросы функционирования Российского международного реестра судов, проблемы и перспективы возрождения торгового флота России, аспекты строительства, классификации, страхования, налогообложения и таможенного оформления судов, зарегистрированных под флагом РФ будут обсуждаться на конференции «Российский международный реестр судов: практика, проблемы и перспективы», которую при поддержке Министерства транспорта РФ проводит агентство «ПортНьюс» 16 апреля в Петербурге.
Мария Мокейчева