• 17 мая 2019

    Размораживая планы

    Проектом плана развития инфраструктуры Севморпути до 2035 года предусматривается создание единого оператора контейнерных перевозок, национальной дноуглубительной компании, строительство трех атомоходов-лидеров, НПЗ в Мурманской области и другие мероприятия. Севморпуть должен стать круглогодичной морской трассой, при этом в проект может быть включено и требование по использованию СПГ как судового топлива.

    Новое старое


    После утверждения принципа «двух ключей» по управлению Северным морским путем, где, как известно, «ключниками» стали «Росатом» и Минтранс, началась активная подготовка плана развития этой морской магистрали до 2035 года. В рабочем проекте Плана, который должен быть утвержден  правительством России и имеющемся в распоряжении ИАА «ПортНьюс», обозначены достаточно амбициозные цели, подразумевающие создание флота под российским флагом, развитие железнодорожных подходов к арктическим портам и строительство новых предприятий-грузоотправителей.

    Так, говорится о необходимости создания единого контейнерного оператора на Севморпути, который бы объединил морскую, портовую, железнодорожную и автомобильную составляющие процесса транспортировки. В качестве такого оператора может выступать и альянс соответствующих организаций. Вопрос должен быть решен к 2025 году, к этому времени предполагается организовать перевозки по Севморпути через электронную мультимодальную биржу по единым документам и сквозным тарифам. Отметим, что ранее представители различных компаний высказывали собственные предложения по созданию контейнерного морского перевозчика на Севморпути и строительстве соответствующего флота. Вопрос заключается в грузовой базе, которая пока недостаточна, тем более у «Атомфлота» имеется собственный лихтеровоз. Тут же возникает вопрос о конкурентной среде, ведь фактически речь идет о создании монополиста.

    Также, в соответствии с проектом Плана, к ноябрю 2019 года планируется проработать вопрос о создании национальной дноуглубительной компании. Отметим, что данную роль в настоящее время уже фактически играет ФГУП «Росморпорт», который постепенно наращивает объемы дноуглубления, производимого собственными силами и средствами. Более того, имеется план по акционированию этого предприятия. Более подробно о проблемах дноуглубления в России мы писали ранее >>>>

    Увеличение грузовой базы Севморпути планируется осуществить, в том числе, благодаря развитию железнодорожных подходов к портам Арктики. Речь идет о строительстве ветки к Сабетте в рамках проекта «Северный широтный ход-2», а также проектов «Белкомур» и «Баренцамур».  Данные проекты уже откладывались неоднократно, теперь их актуализация должна быть произведена до декабря 2019 года. На наш взгляд, наиболее реалистичным выглядит проект «Северного широтного хода-2», поскольку портовая инфраструктура в Обской губе развивается наиболее активно.

    В части судоходства предполагается строительство трех атомных ледоколов-лидеров. В соответствии с предложениями Аналитического центра при правительстве России, к 2030 году должны быть приняты в эксплуатацию два таких ледокола, в 2035 году их должно быть уже три. Всего к 2035 году на Севморпути должны работать 13 ледоколов, в том числе девять атомных, включая ныне действующий «50 лет Победы» и четыре на сжиженном природном газе (СПГ).

    В части экологии рассматривается предложение, в соответствии с которым суда на  Севморпути должны использовать СПГ в качестве топлива вместо нефтепродуктов. О поддержке такой идеи ранее заявлял президент России Владимир Путин.

    К январю 2020 года, в соответствии с проектом Плана, планируется обосновать и потребности в аварийно-спасательном и вспомогательном флоте для Арктики.

    Для развития грузопотока нефтеналивных грузов в восточном направлении проектом Плана предусматривается к 2021 году построить в Мурманской области нефтеперерабатывающий завод. Предприятие должно будет перерабатывать нефть с Приразломного, Новопортовского и Печерского месторождений. Перевалкой нефти и нефтепродуктов должен заняться береговой терминальный комплекс Лавна на левом берегу Кольского залива.

    Если говорить в целом, то проект Плана, во многом, выглядит как попытка актуализировать старые проекты, некоторые из которых – спорны или обсуждаются годами без какого-либо результата. Любопытным моментом в документе является идея создавать в Арктике добавочную стоимость, как в случае с проектом строительства НПЗ в Мурманской области. На наш взгляд, именно проекты по созданию добавочной стоимости в Арктике позволили бы быстрее получить отдачу от тех гигантских вложений, которые предполагается здесь делать.

    Виталий Чернов.