• 5 марта 2008

    Инвестиции пойдут по водному пути

    На расширенном заседании Совета Федерального агентства морского и речного транспорта значительное внимание было уделено вопросам развития внутренних водных путей. В прошлом году объем перевозок грузов внутренним водным транспортом вырос на 10%. Однако развитие речных перевозок требует масштабных инвестиций в инфраструктуру, в противном случае судоходство будет невыгодным и небезопасным. В 2008 году на реализацию подпрограммы «Внутренние водные пути» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» будет выделено из государственного бюджета на капитальные вложения 4,2 миллиарда рублей. Еще 8,3 миллиарда рублей будет потрачено на содержание внутренних водных путей и гидротехнических сооружений. Сейчас ведется разработка проекта продления целевой программы, и предполагается, что до 2015 года общий объем финансирования составит более 230 млрд. рублей, а наиболее значительная часть затрат придется на федеральный бюджет.

    Объемы растут

    По данным Министерства транспорта РФ, объем перевозок грузов внутренним водным транспортом в навигацию 2007 года составил 152,4 млн. тонн, что на 9,5% больше уровня 2006 года. Из них перевозки во внутреннем сообщении составили 131,3 млн. тонн, в  заграничном – 21,1 млн. тонн. Увеличение объемов перевозок связано, прежде всего, с увеличением сроков навигации. Основной прирост произошел за счет увеличения перевозок сухогрузов (цемента, металла, лесных и строительных грузов) на 12,5% и перевозки леса в плотах, а вот перевозка нефти и нефтепродуктов упала почти на 30% по сравнению с прошлым годом. В структуре перевозок внутренним водным транспортом  преобладают   строительные материалы – 67,9 %, нефть и нефтепродукты составляют 6,4 %, лесные в плотах и судах – 7,1 %, металлы – 2,7 %,  каменный уголь – 1,8 %, удобрения – 1,6 %, зерновые – 1,5%, остальные грузы –  11,0 %.

    Вдоль по Волге

    Наибольший объем перевозок грузов приходится на Приволжский федеральный округ – 52,2 млн. тонн, что составляет более трети от всех объемов перевозки речным транспортом.

    Возросли перевозки по Волго-Балтийскому водному пути - в навигацию 2007 по нему было перевезено 16,8 млн. тонн  грузов, что на 1,7 млн. тонн, или  на 11,3% больше, чем в 2006 году. Объёмы перевозок нефтепродуктов увеличились на 37% и составили 3,7 млн. тонн, строительных грузов - на 21,8 % до 5,5 млн. тонн.

    Объём перевозок грузов по Волго-Донскому каналу увеличился по сравнению с 2006 годом на 0,7 млн. тонн, или на 8,8%, и составил 8,7 млн. тонн. Увеличение произошло в основном за счет роста объёмов перевозок серы, объёмы перевозок нефтеналивных грузов остались на  уровне 2006 года - 4,2 млн. тонн.

    Ремонт идет

    Капитальные вложения государства в развитие объектов инфраструктуры внутренних водных путей в 2007 году составили 2 млрд. 589, 2 млн. рублей, что в 1,6 раза больше средств, выделенных в 2006 году (1,57 млрд. рублей). Финансирование позволило ввести после реконструкции ряд объектов, таких как основные двустворчатые ворота нижней головы шлюза №1, ремонтные опускные ворота на Верхне-Свирском шлюзе Волго-Балтийского водного пути; 2 единицы пал верхнего бьефа шлюза  №11 Беломорканала; ворота средней головы шлюза №30 Волго-Донского канала; аварийно-ремонтные ворота верхней головы с заградительным устройством Павловского шлюза, двустворчатые ворота нижней головы правой нитки Чайковского шлюза, механическое оборудование и металлоконструкции ворот № 6 западной нитки Пермского шлюза Камского бассейна; основные двустворчатые ворота шлюза № 24 Самарского гидроузла на реке Волге.

    Планы на год

    Отметим, что финансирование капитального ремонта судоходных гидротехнических сооружений осуществляется только с 2003 года, и за это время в эксплуатацию было введено 37 объектов. В 2008 году из государственного бюджета на капитальные вложения будет выделено 4,2 миллиарда рублей. Эти средства планируется направить на реконструкцию 48 объектов (24 из них перешли с прошлого года), а также на разработку 21 проекта.

    Наиболее крупными объектами, реконструкцию которых планируется завершить в 2008 году являются аварийные ворота № 104 и камера шлюзов №7 и №8 ФГУП «Канал имени Москвы», основные двустворчатые ворота шлюзов №3 и №5 на Волго-Балте и аварийно-ремонтные ворота шлюза №13 Городецкого гидроузла на Волге, а также ворота на шлюзах №4, №10 и №14 на Волго-Донском  судоходном канале.  

    Взгляд в будущее

    В настоящее время идет разработка проекта подпрограммы «Внутренние водные пути», которая является частью ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010)», т.к. действие целевой программы продлевается до 2015 года. Общий объем финансирования подпрограммы составит 234,7 млрд. рублей, из которых на долю федерального бюджета придется 163 млрд. рублей, на бюджеты субъектов Российской Федерации – более 1 млрд. рублей, на внебюджетные источники – 57,5 млрд. рублей, и еще 13,17 млрд. рублей – на Инвестиционный фонд Российской Федерации.

    В результате реализации подпрограммы протяженность и доля внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части России, должна сократиться с 4869 км (75 %) до 889 км (14%) к 2013 году. Протяженность реконструируемых участков внутренних водных путей Единой глубоководной системы европейской части России составит 120 км, а построенных грузовых причалов в речных портах – 2420 погонных метров. За счет реализации программы прирост пропускной способности речных портов составит 22 млн. тонн.

    В целом же, как ожидают разработчики программы, реализация подпрограммы «Внутренний водный транспорт» позволит повысить конкурентоспособность внутренних водных путей на направлениях международных транспортных коридоров, так как будут ликвидированы участки, лимитирующие их пропускную способность, будет существенно повышен и уровень безопасности судоходных гидротехнических сооружений. Также одной из целей подпрограммы является повышение инвестиционной привлекательности внутренних водных путей.

    Мария Мокейчева, на основе материалов Министерства транспорта РФ

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен