• 20 февраля 2008

    Контейнерам становится тесно на терминалах

    Одной из основных тенденций в развитии морских перевозок в последние годы стал активный рост контейнеризации. По оценкам британского консалтингового агентства Drewry Shipping Consultants, в 2007 году мировой контейнерный трафик составил порядка 143 млн TEU, а суммарный объем контейнеров, обработанных на терминалах, - около 490  млн TEU. Основной проблемой развития является то, что грузооборот растет намного быстрее, чем мощность терминалов. В будущем это приведет к дефициту перевалочных мощностей. Причем Восточную Европу, к которой относится и Россия, это ждет уже в 2009 году.

    По данным исследования Drewry Shipping Consultants “Container Annual 2007/08”, контейнерные терминалы в 2006 году обработали около 441 млн TEU, что эквивалентно контейнерному трафику в размере 128,3 млн TEU. В 2007 году, по оценкам агентства, трафик вырос более чем на 10% до 143 млн TEU, а объемы перевалки на терминалах – почти до 490 млн TEU. В дальнейшем рост контейнерных перевозок, безусловно, продолжится, о чем свидетельствуют, например, заказы новых контейнеровозов – только по итогам первой половине 2007 года общая грузоподъемность строящегося флота составила 1,4 млн TEU. На сегодняшний день основными регионами формирования контейнерных перевозок традиционно являются США, Западная Европа, Япония. Доминирует же в мировом контейнерном экспорте, безусловно, Китай. Также более активное участие в мировой контейнерной торговле демонстрируют Россия и страны, расположенные на Черном море.

    При этом, как отмечается в исследовании Drewry Shipping Consultants “Annual Review of Global Container Terminal Operators - 2007”, все более значительную роль в мировом контейнерном бизнесе играют 22 компании, на терминалах которых обрабатывается более 70% от общего грузооборота всех мировых терминалов. Лидирующее положение в мире занимают компании Hutchison Port Holdings (HPH), APM Terminals, PSA, Dubai Port World (DPW), Cosco, Eurogate и др. При этом в список лидеров не входит, например, российская Национальная контейнерная компания, хотя ее общий грузооборот (1,6 млн TEU в 2007 году) превосходит показатели нескольких участников списка.

    В Drewry прогнозируют, что ежегодный рост грузооборота в мире до 2012 года в среднем будет составлять порядка 9,3%. А в таких регионах, как Дальний Восток, Южная Азия, Африка и Восточная Европа ежегодный рост контейнерооборота будет превышать 10%. И к 2012 году грузооборот терминалов вырастет до 735,5 млн TEU, увеличившись более чем на 300 млн TEU к уровню 2006 года. При этом, если опираться на подтвержденные данные о планах компаний, мощность терминалов при этом будет расти только на 3,9% в год – на 153 млн TEU. Несоответствие роста грузооборота и развития терминалов приведет к постепенному дефициту мощностей. К 2012 году загрузка терминалов вырастет до 97%, а на Дальнем Востоке, Ближнем Востоке и в Восточной Европе уровень загрузки превысит 100%. Поэтому необходимость появления новых проектов безусловна. Причем в Восточной Европе, по прогнозам Drewry Shipping, 100% загрузка терминалов достигнет 100% уже к 2009 году. Также дефицит мощностей грозит Дальнему Востоку, где уже сейчас обрабатывается более трети всего мирового объема контейнеров. По прогнозам Drewry, грузооборот на Дальнем Востоке будет расти до 2012 года не менее чем на 11% в год, причем ключевое значение будет иметь китайский рынок. Поэтому наибольший успех ожидает компании, имеющие сильные позиции на китайском рынке.

    Восточная Европа, куда по классификации Drewry относится также и Россия, также является одним из основных регионов роста контейнерных перевозок. Так, в 2007 году общий грузооборот составил около 7,3 млн TEU, что почти на 30% больше показателей 2006 года. Значительная доля этого роста приходится на Россию (как на Санкт-Петербург, так и на порты Черного моря), а также на Украину. Высокий уровень роста контейнерных терминалов демонстрируют также страны Балтии, а также Польша, Болгария и Румыния, которые не так давно вступили в Евросоюз. По прогнозам Drewry, до 2012 года грузооборот контейнеров в этом регионе будет расти на 21,5 % ежегодно. При этом пропускная способность терминалов будет возрастать (согласно подтвержденным данным) всего лишь на 3,7% в год. Это приведет к тому, что загрузка терминалов уже в 2009 году превысит 100%. Поэтому появление новых контейнерных терминалов просто необходимо.

    Присутствие глобальных операторов на рынке Восточной Европы, безусловно, возрастет в ближайшие годы по сравнению с текущим относительно низким уровнем. Так, HPH и ICTSI имеют доли в проектах в Польше, а HHLA работает в порту Одесса (Украина).

    Между тем, исследователи Drewry задаются вопросом: готова ли Россия открыть свою портовую индустрию для иностранных инвесторов. Наглядным примером является ситуация с терминалом «Моби Дик» (создана финской Container Finance) в Кронштадте, когда планы компании были нарушены из-за проблем, возникших с федеральными и городскими властями. Здесь важно даже не то, какая из сторон права –  распространение информации за рубежом может привести к еще более осторожному отношению иностранных компаний к инвестициям в российский рынок.

    Пока на рынке доминирующую роль играют российские операторы, например, группа FESCO имеет доли в терминалах в Петербурге, Новороссийске, Ильичевске, а также на дальнем Востоке. Сейчас из глобальных операторов в России работает только DPW – компании принадлежит 25% Восточной стивидорной компании, работающей в порту Восточный. Анонсировались планы APM Terminals  по развитию двух контейнерных терминалов в Калининграде. Недавно было подписано соглашение между Национальной контейнерной компанией и немецкой Eurogate, по которому компании обменялись 20% акций в Балтийском контейнерном терминале (порт Усть-Луга) и терминале JadeWesser (Вильгельмсхафен). Правда, пока не понятно, какие права получают владельцы акций. В сентябре прошлого года было объявлено, что компания MSC (Mediterraneran Shipping Company) планирует построить контейнерный терминал в Ломоносове с грузооборотом до 1 млн TEU, вложив более 300 млн евро. Однако с тех пор ни о каких действиях компании больше информации не было.

    Появление в России глобальных операторов – неизбежно, об этом свидетельствует конъюнктура рынка. Рост грузооборота остается стабильно высоким на протяжении нескольких лет, а значит, интерес со стороны зарубежных инвесторов к этому рынку есть. Однако одного интереса недостаточно,  и большое количество бюрократических проблем,  Поэтому сейчас перспективы работы иностранных операторов в российских портах зависят не столько от состояния рынка, сколько от урегулирования вопросов, связанных с законодательством и взаимодействием с властями.

    Мария Мокейчева 

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен