• 16 октября 2018

    Цифра нуждается в дружбе


    Государство и бизнес активно внедряют IT-решения в процессы контроля, управления, автоматизации, совершенствования систем услуг и пр. Предложения различных IT-сервисов, софтов, программных решений на мировом рынке пестрят разнообразием и новыми предложениями. Однако то, что хорошо для отдельно взятой компании или отдельной услуги, увы, может оказаться совершенно бесполезным для партнера по проекту, бизнесу и т.д. Поскольку программные продукты зачастую не понимают друг друга, не считывают данные, несовместимы.  Научить дружить IT-решения, сформировать единую платформу для беспрепятственного, и главное безопасного обмена информацией, используемой в разных сферах, отраслях, и странах - задача, которую приходится решать как на национальном, так и на глобальном уровнях, особенно если это касается мультимодальных сервисов, международного и межотраслевого взаимодействия.

    Сформулировать задачи  

    В современном мире цифровизация экономики становится ключевой задачей для стран, которые претендуют на достойное место в мировой и глобальной экономике. Наряду с другими странами Россия включилась в этот процесс.
    В июле 2017 года правительство России утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Она направлена на развитие экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности. В рамках этой программы Министерство транспорта РФ выступило с инициативой «Цифровой транспорт и логистика», которая предполагает изменение транспортной отрасли с помощью цифровых технологий.
    Также для создания и развития единого цифрового транспортного пространства на основе отечественных технологических решений и программного обеспечения в мае 2018 года ведущие компании транспортной отрасли России подписали соглашение о создании ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ). Одной из главных задач ассоциации является создание и развитие единого мультимодального цифрового транспортного и логистического пространства на территории России на основе отечественных решений и программного обеспечения.
     
    «Использование созданных IT-систем лидеров отрасли и объединение их на основе цифровой платформы транспортного комплекса обеспечит быстрое развитие цифровизации в сферах транспорта и логистики. Платформенные решения позволят предоставить новые уникальные сервисы для пользователей транспорта, повышающие его безопасность, удобство и доступность. Это огромная работа, требующая совершенствования системы правового и технического регулирования, создания сквозных технологий и обеспечения информационной безопасности. Мы поддерживаем инициативу бизнеса по созданию такой ассоциации», — подчеркнул тогда министр транспорта России Евгений Дитрих.

    Принять к сведению

    Закономерно, что именно сейчас бизнес и государство вступили в активную фазу поиска решений способных совместить разрозненную цифровую среду.

    Как отметил в рамках форума «PRO//Движение.1520», прошедшем в начале октября в Сочи генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Антон Замков, «время отдельных IT-решений закончилось, настало время платформ и систем».

    По мнению генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» ВиктораПарахина, сегодня бизнес на транспорте создает целую экосистему цифровых платформ и решений, которые объединяются под единым названием - цифровая платформа транспортного комплекса. «Таким образом, - пояснил Виктор Парахин. - Создается не какое-то одно цифровое техническое решение, а экосистема платформ, которые будут работать по единым стандартам, правилам и взаимодействовать друг с другом. Именно этот вопросы сейчас обсуждается на уровне государства и бизнеса о том, что необходимы единые стандарты цифрового взаимодействия, о том, что должен сделать бизнес, чтобы такая платформа появилась, и государство, чтобы предоставлять свои сервисы».

    Заместитель директора департамента программ развития, начальник отдела развития информатизации транспортного комплекса Министерства транспорта РФ Евгений Ткаченко в свою очередь отметил: «Мы являемся свидетелями революционного перехода на новый технологический уровень развития. Важно предложить площадку для свободного взаимодействия. Нужно быть быстрыми, в том числе и в нормативном регулировании. Роль государства - обеспечить цифровой суверенитет, что не менее важно, чем пространственный. Надеюсь, что цифровая платформа транспортного комплекса будет говорить на русском языке и языках наших партнеров». Также он обратил внимание на то, что с цифровизацией появится новый игрок – искусственный интеллект. Людям предстоит учитывать это и всегда быть на шаг впереди, чтобы управлять и использовать его потенциал. «Задача государства - не ограничивать, а упорядочить правила игры в единой цифровой среде», - уверен Евгений Ткаченко.

    «Другая сложная, но крайне важная задача при формировании национального цифрового транспортного и логистического пространства состыковать его с платформами партнеров и соседей», - обратил внимание заместитель руководителя направления Проектный офис по реализации программы «Цифровая экономики Российской Федерации» Максим Галл.

    Пора действовать

    Впрочем, бизнес уже готов воплощать многие инициативы в реальные проекты. Так в рамках форума «PRO//Движение.1520» ОАО «РЖД» и АО «Восточный Порт» по предложению «Управляющей портовой компании» объявили о намерении реализовать совместный проект цифровизации станции «Находка-Восточная». В частности, первый заместитель генерального директора – коммерческий директор ООО «Управляющая портовая компания» (исполнительный орган крупнейших специализированных морских угольных терминалов РФ — АО «Восточный Порт» (Врангель, Приморский край) и АО «Ростерминалуголь» (Усть-Луга, Ленинградская область), Ирина Ольховская внесла на рассмотрение руководства «РЖД» предложение о цифровизации одной из крупнейших станций на Дальнем Востоке – «Находка-Восточная».

    «Основные цифровые продукты больше развиты в центре страны, где существует необходимая инфраструктура. Но крупнейшие инвестиционные проекты сегодня – на Дальнем Востоке, где ведется реализация второго этапа БАМа и Транссиба. Поэтому мы, от имени АО «Восточный Порт», вышли с такой инициативой. Нас поддержал генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Это приятно. Поэтому мы намерены запустить совместный проект по цифровизации станции «Находка-Восточная». Эта коллаборация РЖД и Восточного Порта должна стать эффективной. А полученный опыт можно будет размножать по этапам на следующие станции этого непростого участка», - отметила по итогам бизнес-завтрака Ирина Ольховская.

    Татьяна Вильде