За последние несколько лет иностранные автоконцерны начали активное развитие сборочных производств на территории России, что потребовало проработки схем доставки автокомпонентов. Если учесть, что мировые автопроизводители – особенно японские – тщательно подходят к выбору партнеров, то присутствие в логистических цепочках российских компаний говорит о том, что российский транспортный рынок в настоящее время вполне соответствует мировому уровню.
Точно в срок
В настоящее время сборку автомобилей в России на собственных автозаводах производят Ford (Всеволожск, Ленинградская область), Toyota (Шушары, Санкт-Петербург) и Volkswagen (Калуга). В ближайшие годы в Петербурге должны открыться еще несколько заводов –General Motors Nissan, Suzuki, Hyunday. В соответствии с условиями, поставленными Министерством экономического развития и торговли, предприятия должны постепенно наращивать локализацию производства, то есть использовать комплектующие местного производства. Однако процесс выбора поставщиков или создания новых производств требует времени, а некоторые детали и вовсе производятся только в определенных местах, поэтому значительную роль в повышении эффективности производства играет организация логистики доставки компонентов на заводы. При этом стоит отметить, что автопроизводителям необходимо получать детали вовремя – как раз тогда, когда они необходимы для сборки. То есть они работают по системе "just-in-time" ("точно в срок"), что уменьшает издержки на хранение и аренду складских помещений. Поэтому детали на завод должны поставляться не позже, но и не раньше заявленного срока.
Морской путь
В Петербурге логистика комплектующих связана, прежде всего, с Большим портом Санкт-Петербурга, а точнее – с контейнерными терминалами. Поэтому любые нарушения в их работе могут привести к сложностям на производстве. Достаточно вспомнить ситуацию когда из-за перекрытия ФКП "Дирекция по строительству комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений" дороги при въезде на терминал ООО "Моби Дик" в Кронштадте крайнюю озабоченность выражали на заводе компании Ford, так как срыв поставки автокомпонентов мог бы привести к остановке производства. Тогда именно для машин, вывозящих компоненты для Ford, было сделано исключение: только для них открывался шлагбаум.
Именно для того, чтобы не допустить срыва поставок, автоконцерны предпочитают поставлять детали по нескольким каналам. Так, в Национальной контейнерной компании рассказывают, что ведут переговоры с компанией Toyota о доставке автокомпонентов через Первый контейнерный терминал, однако в НКК пояснили, что Toyota намерена диверсифицировать поставки, как и большинство автопроизводителей.
Недавно о своем партнерстве с компанией General Motors объявила группа "Н-Транс" (бывшая "Северстальтранс"). 21 января на контейнерный терминал ОАО "Петролеспорт" совершило судозаход прибывшее из Португалии судно "Элбитал" с первой партией оборудования объемом 166 TEU для предприятия, строящегося в поселке Шушары. На 3-4 февраля запланирован подход судна "Солимар", которое доставит в Санкт-Петербург вторую часть комплекта оборудования для завода. ОАО "Петролеспорт" обеспечивает морскую составляющую доставку, где созданы условия для долгосрочной работы. Отметим, кстати, что японские производители крайне осторожно относятся к выбору своих контрагентов и предпочитают сотрудничать с японскими же компаниями. Так, ранее сообщалось, что доставкой автокомпонентов Toyota по морю займется вторая по величине судоходная компания в мире – NYK (Nippon Yusen Kabushiki Kaisha).
Связанные одной цепью
Однако доставить компоненты только до терминала недостаточно, необходимо организовать всю цепочку доставки – "от двери до двери". Поэтому компании требуется мультимодальный оператор. Так, в случае с поставкой оборудования для General Motors, мультимодальным экспедитором проекта стала компания ООО "Ревайвл", а экспедитором в Санкт-Петербурге – ООО "Транс-Бизнес Брокер". Доставка с терминала на строительную площадку будет осуществляться компанией "Транс-Бизнес Брокер" по согласованному с портом графику.
В ноябре компания "Евросиб" объявила о том, что стала победителем в тендере, объявленном General Motors СНГ на организацию логистики доставки комплектующих для Chevrolet Captiva. Для автоконцерна "Евросиб-Терминал" осуществляет функцию 3PL-оператора, неся ответственность за организацию оперативной логистики доставки комплектующих на производство. Общий объем перевозок до конца 2008 года должен составить более 7 тыс. TEU, доставка по морю осуществляется через Первый контейнерный терминал. Отметим, что в обязанности "Евросиба" входит проверка всего комплекта отгрузочных документов при доставке груза от поставщика в Корее в Санкт-Петербург морским и авиационным транспортом. В порту компания взаимодействует с морской линией, осуществляет таможенную очистку. Далее груз следует либо сразу на завод, либо контейнерным поездом на терминально-логистический центр "Евросиб-Предпортовый", откуда и осуществляются дальнейшие поставки. Представитель компании, постоянно присутствующий на производстве, определяет потребности в компонентах в текущий момент и планирует объем поставок. Ранее "Евросиб" занимался доставкой компонентов для китайских автомашин в Россию по железной дороге.
Есть ли альтернатива морю
Между тем, помимо морского пути доставки существуют и альтернативные варианты. Например, осенью 2007 года старший вице-президент ОАО "РЖД" Борис Лапидус сообщил о том, что "Российские железные дороги" ведут переговоры с Toyota и Nissan о начале транспортировки грузов через Транссибирскую магистраль. Дочерние переговоры ведут дочерние компании ОАО "РЖД" - "Трансконтейнер" и "Русская тройка". Так, в октябре компания "Русская тройка", ОАО "РЖД" и концерн Mitsui подписали меморандум о сотрудничестве в организации контейнерных перевозок. В ОАО "РЖД" считают, что потенциал роста объемов перевозок по Транссибу очень велик, так как срок доставки грузов из Японии в Россию по железной дороге составляет 18 суток в отличие от 45 суток доставки грузов морским путем. Однако пока говорить о постоянных поставках по железной дороге еще сложно, так как, по мнению экспертов, этот способ не кажется абсолютно надежным с точки зрения соблюдения сроков доставки.
Пока же "Трансконтейнер" начал доставку комплектующих на завод компании Volkswagen в Калуге. Как сообщила на прошлой неделе пресс-служба компании, из Бреста в Калугу отправился поезд с комплектующими общим объемом 116 TEU. Напомним, что в ноябре 2007 года ОАО "ТрансКонтейнер" и компания "Фольксваген Рус" подписали договор на перевозку комплектующих для сборки автомобилей VW Passat, VW Jetta, VW Tuareg и Skoda из городов Кошице (Словакия) и Млада-Болеслав (Чехия) на завод Volkswagen в Калуге. Партнером компании в этом проекте является немецкая компания Schenker Automotive Railnet, дочерняя структура Немецких железных дорог (Deutsche Bahn AG). Планируется, что перевозки будут осуществляться в течение трех лет на подвижном составе ОАО "ТрансКонтейнер".
Таким образом, организация доставки автокомпонентов на сегодняшний день является важным элементом в производстве автомобилей на территории России. Если российские компании активно проявят себя и докажут свою эффективность, то это будет отличным шансом заявить о себе на мировом рынке.
Мария Мокейчева