• 28 января 2008

    Иностранные автоконцеры выстраивают логистику

    За последние несколько лет иностранные автоконцерны начали активное развитие сборочных производств на территории России, что потребовало проработки схем доставки автокомпонентов. Если учесть, что мировые автопроизводители – особенно японские – тщательно подходят к выбору партнеров, то присутствие в логистических цепочках российских компаний говорит о том, что российский транспортный рынок в настоящее время вполне соответствует мировому уровню.

     

    Точно в срок

     

    В настоящее время сборку автомобилей в России на собственных автозаводах производят  Ford (Всеволожск, Ленинградская область),  Toyota  (Шушары, Санкт-Петербург)  и Volkswagen (Калуга). В ближайшие годы в Петербурге должны открыться еще несколько заводов –General Motors Nissan, Suzuki, Hyunday. В соответствии с условиями, поставленными Министерством экономического развития и торговли, предприятия должны постепенно наращивать локализацию производства, то есть использовать комплектующие местного производства. Однако процесс выбора поставщиков или создания новых производств требует времени, а некоторые детали и вовсе производятся только в определенных местах, поэтому значительную роль в повышении эффективности производства играет организация логистики доставки компонентов на заводы. При этом стоит отметить, что автопроизводителям необходимо получать детали вовремя – как раз тогда, когда они необходимы для сборки. То есть они работают по системе "just-in-time" ("точно в срок"), что уменьшает издержки на хранение и аренду складских помещений. Поэтому детали на завод должны поставляться не позже, но и не раньше заявленного срока.

     

    Морской путь

     

    В Петербурге логистика комплектующих связана, прежде всего, с Большим портом Санкт-Петербурга, а точнее – с контейнерными терминалами. Поэтому любые нарушения в их работе могут привести к сложностям на производстве. Достаточно вспомнить ситуацию когда из-за перекрытия ФКП "Дирекция по строительству комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений" дороги при въезде на терминал ООО "Моби Дик" в Кронштадте крайнюю озабоченность выражали на заводе компании Ford, так как срыв поставки автокомпонентов мог бы привести к остановке производства. Тогда именно для машин, вывозящих компоненты для Ford, было сделано исключение: только для них открывался шлагбаум.


    Именно для того, чтобы не допустить срыва поставок, автоконцерны предпочитают поставлять детали по нескольким каналам. Так, в Национальной контейнерной компании рассказывают, что ведут переговоры с компанией Toyota о доставке автокомпонентов через Первый контейнерный терминал, однако в НКК пояснили, что Toyota намерена диверсифицировать поставки, как и большинство автопроизводителей.

     

    Недавно о своем партнерстве с компанией General Motors объявила группа "Н-Транс" (бывшая "Северстальтранс"). 21 января на контейнерный терминал ОАО "Петролеспорт" совершило судозаход прибывшее из Португалии судно "Элбитал" с первой партией оборудования объемом 166 TEU для предприятия, строящегося в поселке Шушары. На 3-4 февраля запланирован подход судна "Солимар", которое доставит в Санкт-Петербург вторую часть комплекта оборудования для завода. ОАО "Петролеспорт" обеспечивает морскую составляющую доставку, где созданы условия для долгосрочной работы. Отметим, кстати, что японские производители крайне осторожно относятся к выбору своих контрагентов и предпочитают сотрудничать с японскими же компаниями. Так, ранее сообщалось, что доставкой автокомпонентов Toyota по морю займется вторая по величине судоходная компания в мире – NYK (Nippon Yusen Kabushiki Kaisha).

     

    Связанные одной цепью

     

    Однако доставить компоненты только до терминала недостаточно, необходимо организовать всю цепочку доставки – "от двери до двери". Поэтому компании требуется мультимодальный оператор. Так, в случае с поставкой оборудования для General Motors, мультимодальным экспедитором проекта стала компания ООО "Ревайвл", а экспедитором в Санкт-Петербурге – ООО "Транс-Бизнес Брокер". Доставка с терминала на строительную площадку будет осуществляться компанией "Транс-Бизнес Брокер" по согласованному с портом графику.

     

    В ноябре компания "Евросиб" объявила о том, что стала победителем в тендере, объявленном General Motors СНГ на организацию логистики доставки комплектующих для Chevrolet Captiva. Для автоконцерна "Евросиб-Терминал" осуществляет функцию 3PL-оператора, неся ответственность за организацию оперативной логистики доставки комплектующих на производство. Общий объем перевозок до конца 2008 года должен составить более 7 тыс. TEU, доставка по морю осуществляется через Первый контейнерный терминал. Отметим, что в обязанности "Евросиба" входит проверка всего комплекта отгрузочных документов при доставке груза от поставщика в Корее в Санкт-Петербург морским и авиационным транспортом. В порту компания взаимодействует с морской линией, осуществляет таможенную очистку. Далее груз следует либо сразу на завод, либо контейнерным поездом на терминально-логистический центр "Евросиб-Предпортовый", откуда и осуществляются дальнейшие поставки. Представитель компании, постоянно присутствующий на производстве, определяет потребности в компонентах в текущий момент и планирует объем поставок. Ранее "Евросиб" занимался доставкой компонентов для китайских автомашин в Россию по железной дороге.

     

    Есть ли альтернатива морю

     

    Между тем, помимо морского пути доставки существуют и альтернативные варианты. Например, осенью 2007 года старший вице-президент ОАО "РЖД" Борис Лапидус  сообщил о том, что "Российские железные дороги" ведут переговоры с Toyota и Nissan о начале транспортировки грузов через Транссибирскую магистраль. Дочерние переговоры ведут дочерние компании ОАО "РЖД" - "Трансконтейнер" и "Русская тройка". Так, в октябре компания "Русская тройка", ОАО "РЖД" и концерн Mitsui подписали меморандум о сотрудничестве в организации контейнерных перевозок. В ОАО "РЖД" считают, что потенциал роста объемов перевозок по Транссибу очень велик, так как срок доставки грузов из Японии в Россию по железной дороге составляет 18 суток в отличие от 45 суток доставки грузов морским путем. Однако пока говорить о постоянных поставках по железной дороге еще сложно, так как, по мнению экспертов, этот способ не кажется абсолютно надежным с точки зрения соблюдения сроков доставки.

     

    Пока  же "Трансконтейнер" начал доставку комплектующих на завод компании Volkswagen в Калуге. Как сообщила на прошлой неделе пресс-служба компании, из Бреста в Калугу отправился поезд с комплектующими общим объемом 116 TEU. Напомним, что в ноябре 2007 года ОАО "ТрансКонтейнер" и компания "Фольксваген Рус" подписали договор на перевозку комплектующих для сборки автомобилей VW Passat, VW Jetta, VW Tuareg и Skoda из городов Кошице (Словакия) и Млада-Болеслав (Чехия) на завод Volkswagen в Калуге. Партнером компании в этом проекте является немецкая компания Schenker Automotive Railnet, дочерняя структура Немецких железных дорог (Deutsche Bahn AG). Планируется, что перевозки будут осуществляться в течение трех лет на подвижном составе ОАО "ТрансКонтейнер".

     

    Таким образом, организация доставки автокомпонентов на сегодняшний день является важным элементом в производстве автомобилей на территории России. Если российские компании активно проявят себя и докажут свою эффективность, то это будет отличным шансом заявить о себе на мировом рынке.

     

    Мария Мокейчева

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен