• 18 января 2008

    Петербургский порт прирастает контейнерами

    Грузооборот петербургского порта в 2007 году не продемонстрировал неожиданных результатов. Объемы перевалки выросли в целом на 10%, однако преодолеть рубеж в 60 млн тонн так и не удалось. Наиболее значительную динамику демонстрируют навалочные и насыпные грузы, но по объемам перевалки лидируют контейнеры, также показывающие стабильный рост. В перспективе, с учетом инвестиционных программ, заявленных стивидорными компаниями порта, доля контейнерных грузов в общем обороте порта должна значительно возрасти.

    По данным Администрации морского порта Санкт-Петербурга, в 2007 году все стивидорные компании обработали 59,6 млн тонн грузов, что на 10% больше уровня прошлого года. Наиболее значительную долю – почти 30% - в общем объеме перевалки занимают контейнеры. Всего за год в порту было перегружено 1 млн 697 тыс. TEU, что на 17% больше 2006 года, когда этот показатель был чуть меньше 1,5 млн TEU. Стоит отметить, что по сравнению с прошлыми годами, когда рост составлял порядка 30%, динамика менее впечатляющая. Это объясняется, в том числе, и возможностями контейнерных терминалов, которые не могут бесконечно наращивать пропускную способность при сегодняшнем состоянии. Впрочем, рост контейнерооборота в абсолютных цифрах остается примерно одинаковым и составляет порядка 300 тыс. TEU в год.

    Лидером петербургского (да и российского рынка) по-прежнему остается Первый контейнерный терминал (ПКТ), которому, правда, не удалось в этом году преодолеть рубеж в 1 млн TEU – по данным Национальной контейнерной компании (НКК), на нем было обработано 959 032 TEU, что на 7,9% превышает итоги 2006 года. При этом говорить о том, что все возможности ПКТ для расширения исчерпаны пока рано. Руководство компании заявило о намерении вложить в его развитие $180 млн, увеличив мощность до 1,6 млн TEU.

    Еще более грандиозные планы строят в группе «Н-Транс» (бывшая «Северстальтранс»), которая в прошлом году стала собственником второго по объемам перевалки контейнеров петербургского стивидора – ОАО «Петролеспорт». По итогам этого года при росте общего грузооборота компании на 6%, перевалка контейнерных грузов выросла на 17%, почти достигнув 370 тыс. TEU. Эксперты отмечают, что «Петролеспорт» обладает хорошими ресурсами при условии сокращения обработки других видов груза, таких как лес и металл. После приобретения новые владельцы анонсировали инвестпрограмму развития терминала, по которой планируется увеличить объем перевалки контейнеров до 1,8 млн TEU к 2015 году, вложив в развитие $250 млн.

    Отметим, что у «Н-Транс» помимо «Петролеспорта» в конце года появился еще один ресурс для развития контейнерного бизнеса – группа приобрела 50% акций компании Multi-Links Terminals Ltd Oy, оператора всех контейнерных терминалов Container Finance, в том числе и расположенного в Кронштадте ООО «Моби Дик». По итогам 2007 года «Моби Дик» увеличил грузооборот почти на треть. Расширить свои возможности и НКК, и «Н-Транс» рассчитывают также за счет тыловых терминалов, расположенных в Шушарах и Янино соответственно. В дальнейшем, по прогнозам экспертов, контейнеризация грузов будет только увеличиваться. Одним из перспективных вариантов является строительство контейнерного терминала ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» на базе Четвертой стивидорной компании, общий объем инвестиций в который должен составить более $360 млн. Запуск первой очереди терминала запланирован на 2009 год, а выход терминала на проектную мощность 1,4 млн TEU планируется в 2012 году.

    Постепенно сокращается перевалка леса – по данным Администрации морского порта, объем лесных грузов сократился на 6% и составил 2,4 млн тонн. Так, например, ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» решило реализовать на территории «Стивидорной лесной компании» инвестиционный проект по строительству терминала для приема автомобилей и ро-ро грузов, компания в середине года была переименована в ЗАО «Третья стивидорная компания» и теперь перевалка на ней уже не ведется. В целом же, по данным пресс-службы ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", грузооборот всей группы компаний вырос на 1,3% и составил почти 12 млн тонн. В компании считают, что забастовка, которую провели докеры Первой, Второй и Четвертой стивидорной компании, не оказала большого влияния на показатели.

    Снизились в целом по порту показатели по черным и цветным металлам – на 6% и 5% соответственно. Зато демонстрируют рост руда (на 16%) и уголь (на 27%), но их доля в общем грузообороте порта совсем невелика. Также увеличились объемы перевалки и минеральных удобрения – последних за год было перегружено более 6,5 млн тонн, что на 26% больше показателя 2006 года, значительная их часть (почти 80%) перегружается на Балтийском балкерном терминале.


    В целом можно отметить, что развитие петербургского порта идет в соответствии с общемировыми тенденциями, особенно в части повышения доли контейнерных грузов. Однако все эксперты полагают, что необходимо искать новые резервы для расширения порта. В частности, по словам вице-губернатора Юрия Молчанова, в этом году будет принято окончательное решение о перспективах развития зоны Бронка-Ломоносов – будет ли там создаваться порт или что-то другое. Пока же эта территория не включена в генеральную схему развития порта. Между тем ряд компаний уже заявили о развитии там своих проектов. В частности, в прошлом году состоялась презентация проекта строительства многофункционального порта ООО «Балтимор», а городские власти объявили о желании компании MSC (Mediterranean Shipping Company) построить там контейнерный терминал.

    МАРИЯ МОКЕЙЧЕВА

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен