• 19 декабря 2017

    Фантомы российской инфраструктуры-2017

    В уходящем году отчетливо проявилась наметившаяся уже ранее тенденция потери интереса к дорогостоящим мега-проектам. В то же время уже начатые приоритетные проекты планируется довести до конца. В основном, проекты с непонятными перспективами сосредоточены на Севере и Дальнем Востоке и упираются в недостаток инфраструктуры.

    Архангельское терпение


    Старый проект, который все никак не может реализоваться – это создание глубоководного района порта Архангельск. Трудности реализации проекта понятны, ведь он «завязан» на дорогостоящий проект железнодорожной магистрали Белкомур.

    В настоящее время подготовлена декларация о намерениях и разработано финансово-экономическое обоснование проекта строительства морского терминала в Двинском заливе Белого моря, рассказал в октябре 2017 года генеральный директор АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» Сергей Кокин. По его словам, объем уже подтвержденной потенциальными грузоотправителями грузовой базы составляет около 10 млн тонн в год или почти 40% от предполагаемой мощности нового терминала.

    Разработана и утверждена «дорожная карта» – план совместных с потенциальным инвестором дальнейших действий, проведена презентация проекта для деловых кругов и государственных структур Китая.

    При оптимальном развитии событий не исключено, что уже в 2018 году начнется проектирование, отметил Кокин.

    «Мы видим глубоководный район, будущий транспортно-промышленный узел как логичное развитие уже существующего порта, – подчеркнул гендиректор АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск». – Развитие в подобной логике требует привлечения грузопотока к уже действующим терминалам, повышения качества сервиса и уровня предоставляемых услуг, серьезную работу с импортным грузопотоком».

    Как подчеркнул возглавляющий рабочую группу заместитель губернатора Архангельской области по стратегическому планированию и инвестиционной политике Виктор Иконников, «ключевым вопросом развития порта именно как единой площадки становится вопрос увеличения потенциальной грузовой базы, а также формирование необходимого набора государственных преференций».

    Глубоководный район морского порта Архангельск также рассматривается как потенциальный опорный пункт инфраструктуры Северного морского пути. Проект строительства глубоководного порта включен в «Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года».

    Проектная глубина судоходного канала к глубоководному району порта Архангельск  должна составить около 17 м (в грузовом районе Экономия – 9,2 м). Указанные глубины позволят принимать суда класса Panamax шириной до 32 м и дедвейтом 70 тыс. тонн.

    Впрочем, говорить о реализации проекта преждевременно до тех пор, пока не станет ясна ситуация с Белкомуром. Представитель «Эксимбанка» КНР заявил, что они тщательно изучили проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» и подтвердил готовность его кредитования. Между тем, в середине декабря 2017 года стало известно, что ходят разговоры об откладывании проекта Белкомур на период после 2025 года. По данным СМИ, такой позиции придерживается РЖД. В то же время правительство Коми намерено продать более 40% акций проекта для привлечения инвестиций.

    Ранее объявлялось, что свою заинтересованность в проекте строительства глубоководного района морского порта Архангельск выразили представители крупной логистической компании COSCO. Впрочем, заявления о «готовности» и «интересе» со стороны китайских компаний еще не означают, что они реально готовы войти в проект. У Архангельска слишком сильные конкуренты в лице Мурманска и портов Балтийского бассейна, а Белкомур слишком дорог в условиях недостатка финансирования.

    МТУ


    Основной идеей проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» является перенос портовой инфраструктуры на западный берег Кольского залива. Для этого в рамках проекта ведется строительство железнодорожной ветки протяженностью 46 км, которая соединит Октябрьскую железную дорогу с будущими перегрузочными терминалами на западном берегу залива.

    Как заявила губернатор Мурманской области Марина Ковтун  в ходе 11-го Международного форума и выставки «Транспортная неделя» в Москве в декабре 2017 года, «перевалка угля фактически в центре города вызывает справедливые нарекания жителей, и решение этого вопроса в далекой перспективе мы видим в переносе грузов на западный берег Кольского залива».

    Впрочем, владелец существующего в Мурманске угольного терминала – компания СУЭК, судя по всему, не планирует никуда уходить с «насиженного» места, и вместо этого занимается повышением защиты от угольной пыли путем установки водяных пушек, строительства защитного экрана и т. д. При этом терминал продолжает вести разгрузку угля старым грейферным способом. Как пояснил в ходе 3-го международного форума «Зеленая логистика: Идеи. Практика. Перспективы» в ноябре 2017 года, отвечая на вопрос президента Российского университета транспорта (экс вице-президент ОАО «РЖД») Вадима Морозова,  директор по логистике СУЭК Денис Илатовский, на терминале не устанавливаются вагоноопрокидыватели из-за недостатка свободных площадей. На это Вадим Морозов напомнил, что реализация проекта Лавна за пределами Мурманска, на левом берегу Кольского залива, позволит решить вопрос достаточности площадей для размещения необходимого оборудования, которое отвечает требованиям РЖД и экологическим нормам.

    Между тем, сам проект Лавна продолжает поиск инвесторов. По последним данным, мажоритарным участником инвестпроекта может стать группа MERCURIA. Как рассказал ИАА «ПортНьюс» заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский, имеется обращение группы MERCURIA о вхождении в уставной капитал ООО «Морской торговый порт Лавна» в объеме 75% минус 1 акция. В ближайшее время ожидается оформление этого соглашения. Виктор Олерский также сообщил, что 15 ноября 2017 года ООО «Морской торговый порт Лавна» подало в правительство Российской Федерации частную концессионную инициативу (ЧКИ) по данному проекту.

    Кроме того предполагается, что МТУ станет якорным проектом планирующейся к созданию на базе Мурманской области Кольской опорной зоны развития в Арктике и входит в список 17 стратегически важных проектов Арктической зоны РФ.

    Однако, как заявила в ходе 7-го Международного форума «Арктика. Настоящее и будущее» в декабре 2017 года губернатор Мурманской области Марина Ковтун, существующий законопроект об опорных зонах имеет ряд недостатков применительно к арктическим регионам. По ее словам, проект МТУ по критериям данного законопроекта не подпадает под определение якорного из-за того, что его реализует несколько инвесторов, каждый из которых вкладывает в проект менее 100 млрд руб., хотя совокупный объем инвестиций превышает эту сумму. Существующий же законопроект предусматривает предоставление статуса якорного лишь тем проектам, инвестор которого готов вложить в его реализацию не менее 100 млрд руб. По мнению губернатора, критерий якорного проекта должен исходить не из объема инвестиций, а из значимости его для конкретного региона.

    Для завершения проекта МТУ в срок (в 2020 году) в ФЦП «Развитие транспортной системы России» планируется внести поправки, в соответствии с которыми в 2018 году необходимо выполнить проектные и изыскательские работы по II и III этапам проекта.

    Призраки Севера


    Республика Карелия намерена возродить проект создания порта Беломорск мощностью до 15 млн тонн в год. Об этом в ходе 7-го Международного форума «Арктика. Настоящее и будущее» заявил глава Республики Карелия Артур Парфенчиков. По его словам, глубоководный порт должен быть грузопассажирским, поскольку будет расположен в центре туристических маршрутов.

    О проекте создания порта в Беломорске с 2015 года было практически ничего не слышно. Тогда республиканские власти заявляли о том, что новый порт может появиться к 2019 году. Общая стоимость проекта оценивалась в 17 млрд руб. Предполагалось, что порт будет создан на базе угольного причала и рыбного порта города. Главным инвестором проекта заявлялось ЗАО «Беломорский порт». В ходе работ планировалось углубить до 12,5 м подходной канал и дно акватории порта, построить причал и подвести инженерные сети. Также планировалось оборудовать пункт пропуска через государственную границу, чтобы суда из беломорского порта могли выходить в международные воды. Инвесторы обещали наладить дорожную сеть: к порту должны были быть проведены автодороги и подъездной железнодорожный путь от станции Беломорск.


    Еще один северный проект с туманными перспективами – порт Индига (НАО). В ходе 7-го Международного форума «Арктика. Настоящее и будущее» врио губернатора НАО Александр Цыбульский вновь упомянул о нем, уточнив, что в будущем порту  предполагается принимать суда дедвейтом до 350 тыс. тонн. Бухта Индига является незамерзающей, что обеспечит круглогодичный прием судов без ледокольной проводки.

    В рамках создания глубоководного порта Индига предполагается строительство нескольких терминалов, включая угольный, нефтеналивной, СПГ и универсальный. Общий грузооборот порта по расчетам может достигать 35 млн тонн в год.

    Для подвоза грузов к порту предполагается строительство железной дороги Сосногорск-Индига. Кроме того, для вывоза угля через Амдерму предполагается построить железнодорожную ветку Воркута-Амдерма.

    Как сообщалось ранее, строительство предполагается провести в три этапа. На первом будет построен глубоководный морской порт, газопроводы от Кумжинского и Коровинского месторождений, завод СПГ мощностью 4 млн тонн в год. Компания «Печора СПГ» планирует создать инфраструктуру производства СПГ. Проект базируется на запасах Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений НАО. На втором этапе в порту, как планируется, построят нефтяной терминал и нефтеперерабатывающий завод, а на третьем - контейнерный терминал.

    Дадут ли Балтике газу?

    Проект создания терминала по сжижению природного газа (СПГ) в порту Усть-Луга «Балтийский СПГ», судя по всему, начинает обретать реальные очертания. Так, в декабре 2017 года объединенная делегация «Газпрома» и англо-голландской корпорации Shell посетила АО «Морской торговый порт Усть-Луга» (МТП Усть-Луга) с целью изучения возможностей по перевалке через порт крупногабаритного оборудования, предназначенного для строительства завода.

    Также «Газпром» планирует запустить комплекс по производству, хранению и отгрузке СПГ в районе компрессорной станции «Портовая» в Ленинградской области в декабре 2018 года.

    «Мы строим комплекс по производству, хранению и отгрузке СПГ мощностью 1,5 млн тонн в год в районе компрессорной станции «Портовая» в Ленинградской области. Ожидается, что комплекс будет включать в себя морской терминал в порту Высоцк, позволяющий осуществлять отгрузку на СПГ-танкеры различной грузоподъемности. Мы рассчитываем поставлять СПГ с комплекса потребителям газа, прежде всего, в качестве моторного и бункерного топлива, для автономной газификации, а также, в случае необходимости, на регазификационный терминал в Калининградской области. В октябре 2016 года мы подписали контракт на проектирование, строительство и пуско-наладочные работы комплекса. Мы рассчитываем запустить его в декабре 2018 года», - говорится в проспекте к выпуску еврооблигаций компании.

    Кроме того, в порту Высоцк также планирует построить завод СПГ ЗАО «Криогаз» (принадлежит «Газпромбанку» и «Новатэку»).

    Следующий год покажет, насколько реальны эти планы.

    Дальние перспективы



    В прошлом году в разряд «фантомных» мы включили проект группы Суммы в порту Зарубино (Приморский край). В уходящем году единственное, что изменилось, это выход распоряжения правительства России от 28 августа 2017 года №1840-р, которым утверждено решение о расширении морского порта Зарубино в целях реализации новых инвестиционных проектов и развития существующей инфраструктуры порта.

    В порту планируется построить терминал для перевалки зерновых грузов (пшеницы, кукурузы и сои) проектной мощностью 33,5 млн тонн зерна в год. Терминал будет предназначен для приема и обработки судов грузоподъемностью до 91,3 тыс. тонн.

    Терминал планируется построить на территории, расположенной в северо-восточном направлении от существующих границ порта вдоль береговой полосы бухты Троицы. Для строительства терминала предусматривается создание искусственного земельного участка.

    По заверению инвестора, к 2030 году проектная мощность зернового терминала будет поэтапно доведена до 33,5 млн тонн в год. В состав терминала войдут пять причалов, склад, железнодорожный фронт, автодорожный фронт и конвейеры. Терминал будет предназначен для приема и обработки судов грузоподъемностью до 91 300 тонн.

    Проект реализуется за счет средств инвестора – АО «Объединенная зерновая компания» и его дочернего общества – ООО «Дальневосточный зерновой терминал» (ООО «ДВЗТ»). Застройщик терминала – ООО «ДВЗТ».
    Если говорить в целом о Дальнем Востоке, то в этом регионе заявлялось множество проектов, связанных с угольной перевалкой. Однако реализация всех заявленных планов требует существенного увеличения пропускной способности железной дороги (Транссиба и БАМа).

    Виталий Чернов.