• 31 августа 2007

    Юрий Погнаев: «Смена руководства на стратегию развития порта Усть-Луга не повлияет»

    В ОАО «Компания Усть-Луга», развивающей проект создания крупнейшего в России портового комплекса, сменился генеральный директор. Исполняющим обязанности генерального директора стал Юрий Погнаев, занимавший до этого должность технического директора. Сегодня Юрий Погнаев дал интервью ИАА «ПортНьюс».

    - Юрий Георгиевич, повлияют ли кадровые перестановки на стратегию развития порта?

    - Смена руководства на стратегию развития порта Усть-Луга, конечно, не повлияет. Сменилась только исполнительная власть в компании, исполняющей функции заказчика-застройщика порта. Идеология определяется советом директоров. Она осталась прежней - мы строим современный порт с применением технологий, соответствующих мировым требования. Кроме того, мы занимаемся комплексным развитием территорий, прилегающих к порту. Все планы и решения, принятые прежним генеральным директором в рамках общей стратегии развития проекта, реализуются. Так, сейчас идет согласование cкорректированной генеральной схемы развития порта. Корректировка этого основополагающего документа, разработанного в 2000 году, связана с необходимостью привести его в соответствие с современными требованиями рынка транспортных услуг и с пересмотром инвесторами своих возможностей. Эти возможности существенно увеличились. Первая корректировка схемы была сделана в 2003-2004 годах. Сегодня вновь возникла такая необходимость. Думаю, до 1 ноября текущего года документ будет согласован.

    Компания также выполняет свои обязательства перед государством по строительству общепортовых инженерных сетей и всей инфраструктуры порта в целом. Мы продолжаем развивать собственный инвестиционный проект – Многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2».

     

    - Вы занимали пост технического директора в компании и Вам известны все нюансы отдельных проектов. Расскажите, пожалуйста, коротко о состоянии дел на терминалах порта.

    По нашим оценкам, к 2010 году грузооборот порта Усть-Луга превысит заявленную в генеральной схеме цифру и составит около 36 млн. тонн различных грузов. По новой генеральной схеме, с учетом фактически ведущихся работ и с учетом заявок, которые дают инвесторы на терминалы, проработка по которым только начинается. грузооборот порта к 2015-2020 годам может составить 120 млн. тонн.

    Угольный терминал в текущем году сохранит грузооборот примерно на уровне прошлого года – около 4,5 – 5 млн. тонн в год. В 2008 году планируется увеличить грузооборот угольного перевалочного комплекса до 8 млн. тонн, а на проектную мощность в 12 млн. тонн комплекс выйдет в 2009 году. Территория угольного терминала уже подготовлена для приема такого объема грузов.

    В июне 2007 года введен в эксплуатацию Универсальный перегрузочный комплекс с расчетным грузооборотом в 3 млн. тонн. Здесь будут переваливать в основном экспортные грузы: железнорудные окатыши, чугун в чушках, металлолом, негабаритные тяжеловесные грузы. Планируется строительство большого крытого склада, что позволит вести перевалку практически всех видов металлов, требующих крытого хранения.

    В конце 2007 года намечен ввод в эксплуатацию первой очереди терминала по перегрузке технической серы. Пропускная способность этого терминала на первоначальном этапе планировалось в объеме 2 млн. тонн в год, потом - 5 млн. тонн в год. В процессе разработки технико-экономического обоснования инвестор увеличил грузооборот до 9,5 млн. тонн в год. Технологическое оборудование для терминала будет поставлено из расчета максимального грузооборота.

    В этом году начато регулярное движение парома на линии Усть-Луга – Балтийск. Идут грузы, железнодорожные вагоны, трейлеры, то есть линия развивается и работает.

    В четвертом квартале будущего года намечено ввести в эксплуатацию первую очередь комплекса наливных грузов с пропускной способностью 10,5 млн. тонн.

    Также в конце 2008 года планируем запуск специализированного перегрузочного комплекс по перевалке экологически чистого древесного топлива – пеллет. Это абсолютно новый для России грузопоток. Сейчас строятся причальные сооружения, ведется подготовка территории, в ближайшее время начнется строительство технологических объектов этого комплекса: складов, конвейерных линий и прочего оборудования.

    В конце 2008 года намечается ввод в эксплуатацию первой очереди контейнерного терминала мощностью 500 тыс. TEUs Строительство причальных сооружений на терминале завершится в течение 2007 года, и сразу начнется сооружение береговых объектов. Инвестор прилагает все усилия для реализации проекта, и строительство терминала ведется по графику.

    Комплекс по перевалке сжиженных газов – один из последних объявленных в нашем порту проектов. Он находится в стадии проектирования, обоснования инвестиций выполнены. Инвестор ставит задачу ввести этот терминал в эксплуатацию в 2010 году.

    На проекте строительства Многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2», первая очередь которого на 100 тыс. автомобилей должна начать работу в четвертом квартале 2007 года, я хочу остановиться подробней. Этот проект «Компания «Усть-Луга» реализует собственными силами.

    На сегодня в России нет специализированного терминала по перевалке новых импортных автомобилей, отвечающего мировым требованиям. Вместе с тем, у нас в стране огромный дефицит подобных мощностей. В первом полугодии 2007 года объем продаж автомобилей на российском рынке составил 1 165 000 машин. Из них 500 тыс. – отечественные машины. Остальной объем доставлен в Россию из-за границы. В 2006 году через финские порты было поставлено в Россию более полумиллиона новых автомобилей. Проектная мощность автомобильного терминала МПК «Юг-2» - 360 тыс. новых иномарок в год. С вводом терминала «Юг-2» в эксплуатацию, мы рассчитываем перенаправить этот динамично растущий грузопоток на российский порт.

    Проектная мощность всего Многопрофильного перегрузочного комплекса – 5,3 млн. тонн грузов в год.

     

    - Как Вы оцениваете ход реализации проекта МПК «Юг-2»?

    - Строительство МПК «Юг-2» - это важнейший для нас проект. Работы ведутся в полном соответствии с планом. В сентябре будут готовы причалы первой очереди, остальные сооружения первого пускового комплекса в течение двух-трех месяцев будут подготовлены к вводу в эксплуатацию. Намеченные на 2007 год объемы проектных и строительно-монтажных работ, реализуемых за счет средств ОАО «Компания Усть-Луга», будут выполнены Повторюсь, но мы действительно создаем уникальный автомобильный терминал на уровне мировых стандартов. Это и технологии, и достаточные площади, и современная инфраструктура. На территории, граничащей с МПК «Юг-2» , Контейнерным терминалом и автомобильной составляющей автомобильно-железнодорожного паромного комплекса, мы планируем создать складской логистический центр. .Этот комплекс предназначен для вспомогательных операций. Это будет и тыловой склад для автомобильного терминала, и площадка для хранения, затарки и растарки контейнеров. Так как мы предполагаем оказывать услуги по предпродажной подготовке автомобилей, то на этой территории будут построены сервисные центры.

    Я рассказал только о тех терминалах, которые сейчас проектируются или строятся. По генеральной схеме предусмотрено строительство новых комплексов, но решения о них будут приниматься совместно с инвесторами позднее, после утверждения новой генеральной схемы.

     

    -Проект развития МПК «Юг-2» поддержан Инвестиционным Фондом РФ. Это накладывает на ОАО «Компания Усть-Луга» обязательства по привлечению дополнительного частного финансирования в проект. Расскажите, пожалуйста, о проведении заимствований и привлечении кредитов. На какие цели будут потрачены заемные средства.

    - Все намеченные на текущий год проектные и строительно-монтажные работы «Компания Усть-Луга» осуществляет пока за счет собственных и привлеченных средств. Параллельно ведется подготовительная работа по программе финансирования 2008 года. Перечень объектов МПК, которые будут финансироваться из Инвестфонда, определен. Это три причальных сооружения, которые должны остаться в ведении государства и будут передаваться в аренду «Компании Усть-Луга» при эксплуатации перегрузочного комплекса. Это часть территории комплекса и транспортная инфраструктура. Общий объем финансирования из госбюджета много раз озвучивался в СМИ. Это 2 млрд. 11 млн. рублей. Все остальные средства для проекта - более 6 миллиардов рублей - компания будет привлекать самостоятельно, в соответствии с проектом инвестиционного соглашения. В частности, мы привлекли кредит на сумму 700 млн. руб. от ОАО «Банк «Санкт-Петербург». Заёмные средства пойдут на строительство складской инфраструктуры, инженерных сетей, закупку перегрузочного оборудования. В дальнейшем мы также будем использовать банковские кредиты для реализации проекта МПК «Юг-2». Объем инвестиций, привлеченных компанией в МПК «Юг-2», на 1 января 2008 года составит 1,2 млрд. рублей

     

    - Завершено ли формирование акватории порта Усть-Луга?

    Сейчас все построенные и строящиеся морские терминалы обеспечены глубинами до 14 метров. Начиная со следующего года глубина подходного канала порта будет доведена до 16 метров. На основе генеральной схемы и перспективного грузооборота с учетом сроков пуска новых комплексов сейчас разрабатывается очередная трехлетняя программа по обеспечению развития акватории, подходных каналов и глубин.

    Работы ведутся в полном соответствии с графиком ввода пусковых комплексов.

    Это касается не только акватории, но и железной дороги. В полном взаимодействии с ОАО «РЖД» ведется развитие станции «Лужская»: каждый перегрузочный комплекс к моменту его ввода будет обеспечен железнодорожными подходами.

     

    - На какой стадии находится проект по созданию портового флота?

    - «Компании Усть-Луга» несколько лет назад определила для себя, что это направление деятельности входит в число приоритетных. Одним из разделов этого проекта является буксирное обеспечение. Поэтому в прошлом году на судостроительном заводе «Пелла» по заказу компании были построены два буксира азимутального типа «Белуга» и «Навага». А на днях компания заключила новый контракт на строительство еще двух буксиров, мощностью 3 тыс. л.с и 4 тыс. л.с. Завод «Пелла» обязуется сдать их не позднее июня 2009 года. Однако, в случае необходимости, сроки могут быть ускорены. Буксирный флот будет расти с увеличение судозаходов. Пока буксиры будут базироваться на наших причалах. В соответствии с генеральной схемой развития порта Усть-Луга предусмотрено, что ФГУП «Росморпорт» построит собственную базу портофлота. Она будет предназначена не только для буксиров, но и для других специализированных судов портового класса: природоохранный флот, нефтемусоросборщики, бункеровщики, снабженцы, сборщики льяльных вод.

     

    - Как продвигаются дела по градостроительному проекту компании?

    - На этом направлении произошли существенные изменения. Первоначально планировалось строительство жилого поселка примерно на 21 тыс. жителей. Но уже сегодня в порту трудится около 2,5 тыс. человек, включая работников строительных организаций. Эта цифра будет расти. К 2010 году при выходе порта на проектную мощность в 36 млн. тонн численность работников в порту должна составить 6 тыс. человек. К 2015 году, когда заработают предприятия в припортовой зоне, количество рабочих мест увеличится до 10 тыс. Поэтому в новой генеральной схеме предусмотрено строительство города на 35 тыс. человек. Проект, разработанный совместно с комитетом по архитектуре Ленинградской области, нашел одобрение на президиуме градостроительного совета Ленобласти. Успешно прошли общественные слушания.

    Проектировщики нашли решения по сохранению заповедных уголков этого района. В городе предусматривается большая парковая зона с естественными прудами. Будут построены школы, детские садики, торговый центр, досуговый центр, детская и взрослая поликлиники, больница, предприятия бытового обслуживания, современные причалы на берегу реки Луги. Существующая жилая застройка, кроме той, что признана ветхой, остается. При строительстве нового поселения предполагается сочетать различные типы застройки: зону высокоплотной застройки составят 4-5 этажные; среднеплотной 2-х этажные здания и зону малоэтажной коттеджной застройки с приусадебными участками от 0,12 до 0,15 га . Вести строительство планируется в три этапа. Начинается строительство на территориях, где сегодня ничего не расположено – это заболоченная местность. Первая очередь нового города на 12,5 тыс. человек планируется к завершению в 2010 году. Вторая, на 24 тыс. человек, - к 2015 году, и третья – на 34,5 тыс. человек – к 2025 году. Общая площадь жилого поселения на полное развитие составит 1035,0 тыс. квадратных метров. А к 2010 планируется ввести в эксплуатацию 250 тыс. квадратных метров жилья.

    Для реализации этого проекта «Компания Усть-Луга» учредила дочернюю компанию «Портжилстрой», которой поручено осуществлять проектирование, строительство, оформление всех правоустанавливающих документов для начала строительства нового города. Проект поддержан на федеральном уровне. Совместно с Росстроем и Минрегионразвития ведется работа по комплексному развитию территории. Перед нами стоит задача создать современные и комфортные условия для тех, кто будет строить наш порт, кто будет трудиться и жить в новом современном пространстве.

    Мы очень рассчитываем, что молодежь, которая сегодня уезжает из неперспективного пока региона, останется жить и работать в родных местах.

     

    Надежда Малышева

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен