• 5 января 2017

    Антон Пятков: Для нас 2017 год является знаковым

    ООО «Управляющая портовая компания» в 2017 году намерена завершить реализацию крупнейшего угольного портового проекта – ввести в эксплуатацию Третью очередь АО «Восточный Порт». Об этом проекте, а также о логистике экспорта российского угля ИАА «ПортНьюс» рассказал генеральный директор «Управляющей портовой компании» Антон Пятков.

    - Антон Константинович,  расскажите, пожалуйста, об итогах работы морских терминалов «Управляющей портовой компании» в 2016 году. Сохраняете ли вы статус крупнейшего угольного портового холдинга России?

    - За 2016 год морские терминалы под оперированием «Управляющей портовой компании» существенно увеличили грузооборот и поставили очередные рекорды отгрузки. АО «Восточный Порт» обеспечил экспортную перевалку 23,5 млн тонн угля, АО «Ростерминалуголь» − 18 млн тонн.

    «Управляющая портовая компания» сохраняет статус крупнейшего угольного холдинга страны. Суммарный грузооборот портов в его составе за 2016 год предварительно составил 41,5 млн тонн, показав рост 3% к прошлому году. Среди крупнейших компаний, управляющих российскими морскими угольными терминалами, мы занимаем лидирующую позицию. Доля компании в перевалке угля портами России превышает 30%. С вводом Третьей очереди АО «Восточный Порт», запланированным на осень 2017 года, грузооборот стивидорной компании увеличится до 39 млн тонн в 2019 году. При этом суммарный грузооборот обоих портов составит около 57 млн тонн угля в год, что, несомненно, позволит в значительной степени укрепить статус крупнейшего угольного портового холдинга России.

    - Каковы ожидания «Управляющей портовой компании» по темпам завершения строительства Третьей очереди Восточного Порта? Когда планируется открытие новых мощностей?

    - Для нас 2017 год является знаковым. В сентябре следующего года, согласно графику работ, Третья очередь «Восточного Порта» будет введена в эксплуатацию. В новый год мы входим с уже смонтированным оборудованием, которое формирует облик современного угольного терминала, – в порту установлены два стакера и четыре реклаймера, вагоноопрокидыватели, конвейерные ленты. Примерно с апреля начнется поэтапный запуск нового оборудования без нагрузки. В мае планируем провести работы по запуску Третьей очереди порта под нагрузкой. К сентябрю все оборудование нового терминала будет протестировано. Параллельно с тестированием будут проводиться пробные отгрузки с нового причала, который в сентябре 2016 года введен  в эксплуатацию.

    Помимо работы непосредственно в порту мы параллельно ведем работу по созданию железнодорожной составляющей проекта. «Управляющая портовая компания» и «Восточный Порт» в соответствии с выданной спецификацией ОАО «РЖД» строят два железнодорожных парка – общего и необщего пользования. Парк общего пользования после завершения строительства будет передан на баланс РЖД. Наши инвестиции в проект строительства ж/д инфраструктуры составляют 5 млрд руб. при общем объеме инвестиций в Третью очередь порядка 27 млрд руб.

    - По итогам прошедших недавно переговоров на высшем уровне между Россией и Японией не могу не спросить о работе «Управляющей портовой компании» с японскими партнерами. Довольны ли вы поставляемым из Японии оборудованием?

    - «Восточный Порт» имеет давнюю историю сотрудничества с японскими производителями – так, оборудование компании «Мицуи Микке Машинери» эксплуатируется в порту уже почти 40 лет (с декабря 1978 года),  оно показало высокую надежность и техническую эффективность. Мы выбрали технику от проверенного поставщика по многим причинам. Современный угольный порт – это детально выстроенные процессы на сложном высокотехнологичном оборудовании. Для эффективности процесса перевалки важно обеспечить унификацию и однотипность по видам технологических операций для каждого производственного комплекса, сформировать единую технологическую систему эксплуатации, обслуживания и ремонта техники, нормативную базу, сформировать складские запасы агрегатов и узлов оборудования, сменных запасных частей. Работа на знакомом, но усовершенствованном оборудовании важна для работников порта – им требуется минимальное время для ознакомления с техникой, они могут не только грамотно ее эксплуатировать, но и усовершенствовать процессы.

    К примеру, почти вся техника, которая представлена на Третьей очереди порта, во многом является ноу-хау наших специалистов. Они используют свой многолетний эксплуатационный опыт, знание сырьевой базы и работают в постоянном контакте с компаниями-производителями для подготовки технических решений. Наше оборудование позволяет в процессе выгрузки доводить уголь до высшего экспортного качества.

    Важно, что новая техника в «Восточном Порту» работает с инновационными полувагонами повышенной грузоподъемности, которые активно вводятся в эксплуатацию на сети ОАО «РЖД». Это дополнительная возможность по увеличению грузооборота порта.

    - Каковы запросы японских покупателей угля? Удовлетворены ли они российским качеством?

    - Япония – премиальный рынок, его потребителям нужен качественный российский уголь без контаминаций, соответствующий стандартам, определенным производственными компаниями. Японские партнеры уделяют внимание экологической составляющей в работе портов, соблюдению сроков отгрузки, надежности стивидорной компании. По итогам 2016 года «Восточный Порт» увеличил поставку угля японским потребителям примерно на 30%. Япония стала важным партнером порта, на ее долю приходится примерно четвертая часть всего грузооборота порта.

    - Достаточно ли, на Ваш взгляд, перевалочных мощностей для угля в Приморье?

    - Перевалочные мощности находятся в прямой зависимости от потребительского спроса и имеющейся железнодорожной инфраструктуры.  В связи с прогнозируемым ростом спроса на уголь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) необходима модернизация портовой и железнодорожной инфраструктуры на Дальнем Востоке России. Многие заявленные в настоящее время стивидорные проекты могут столкнуться с проблемами загрузки терминалов из-за дефицита пропускной способности БАМа и Транссиба. Увеличение перевалочных портовых мощностей целесообразно в том случае, если пропускная способность железной дороги обеспечивает доставку грузов в требуемых объемах.

    - Что ожидать от рынков экспорта российского угля в 2017 году и на ближайшие 3-5 лет? Каков будет тренд? Кто будет наш основной потребитель?

    - Наблюдаемое снижение угольной генерации в общем энергобалансе европейских стран компенсируется за счет роста спроса в странах АТР, которые продолжают оставаться крупнейшими потребителями угля. На сегодняшний день уголь является одним из наиболее дешевых и доступных энергоресурсов в мире, что крайне актуально для развивающихся стран, характеризующихся демографическим ростом и высокими темпами развития промышленности.

    В отличие от развитых государств Европы, страны АТР, по мнению Международного энергетического агентства, еще долго не смогут перейти на альтернативные источники энергии. Тенденция устойчивого спроса и роста потребления угля в странах АТР продолжится. В целом, в мире спрос на уголь будет расти, в основном, за счет Индии, Индонезии, Турции, Южной Кореи, Вьетнама и других стран АТР. Международное энергетическое агентство прогнозирует рост мирового спроса на уголь почти на 200 млн тонн в ближайшие пять лет — до 5,64 млрд тонн в 2021 году. При этом, несмотря на снижение потребления угля в Китае, в среднесрочной перспективе на его долю по-прежнему будет приходиться около 50% мирового спроса на этот энергоноситель.

    Основными направлениями отгрузок угля из АО «Восточный Порт» будут оставаться премиальные рынки Японии и Южной Кореи, а также Китай, Тайвань, Малайзия, Вьетнам, Филиппины, Таиланд, Индия, Шри-Ланка и другие страны. Основные направления отгрузок из АО «Ростерминалуголь»: страны Западной Европы, а также Бразилия, Турция, Израиль и Марокко.

    Беседовала Инна Гейниц