• 12 сентября 2016

    Прорубить окно в Россию

    Транзитные проблемы Калининградской области как эксклавной территории продолжают оставаться актуальными, хотя властями был предпринят ряд мер, чтобы улучшить ситуацию. В регионе предлагают распространить субсидирование перевозок на морской транспорт, увеличить количество паромов на линии Усть-Луга – Балтийск и организовать контейнерные поезда из Польши в Москву.

    В поисках субсидий

    Калининградская область традиционно испытывает трудности с перевозками грузов из основной части России и обратно. Это связано с тарифной политикой Литвы и Беларуси как транзитных территорий, лоббирующих собственные интересы. В частности, Литва заинтересована в загрузке собственного порта Клайпеда о чем более подробно мы писали ранее  >>>> 


    Данную проблему долго пытались решить путем переговоров, однако в итоге приняли решение о субсидировании затрат на перевозки в Калининградскую область и обратно железнодорожным транспортом. Как сообщил в ходе Балтийского транспортного форума-2016 года начальник департамента развития транспортного комплекса и дорожной деятельности министерства развития инфраструктуры региона Владимир Жовтун, на данные цели выделены субсидии в объеме 1 млрд руб. до 2020 года. По словам чиновника, в настоящее время прорабатывается возможность субсидирования также и морских перевозок.

    Впрочем, если говорить о морских перевозках, то возникает проблема дефицита судов. Так, если раньше паромную линию Усть-Луга – Балтийск обслуживали три парома: «Балтийск», «Петербург» (ООО «Транс-Эксим») и «Амбал» (ООО «Оборонлогистика»), то паром «Петербург» был снят с линии с 28 января 2016 года по решению собственника из-за экономической нецелесообразности его использования на ней, а паром «Балтийск» находится в ремонте и должен вернуться на линию в сентябре 2016 года.  Паром «Амбал», обслуживающий линию, готовится к модернизации.


    Между тем, для работы на линии Усть-Луга-Балтийск  предполагается построить три парома на сжиженном природном газе. Оператором паромов должно выступить ООО «БФИ» (железнодорожно-паромный оператор). Компания рассчитывает, что паромы будут построены к 2018 году. Общий объем инвестиций в их строительство составляет 12,6 млрд руб. В настоящее время ожидается решение министерства финансов России по выделению необходимого финансирования (5,1 млрд руб. субсидии на строительство), при этом 7,5 млрд руб. планируется получить по лизинговой схеме. Строительство паромов планируется вести на российских верфях. Предварительные переговоры с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) уже проведены. Также ведутся переговоры с компанией «Газпромнефть Марин Бункер» о создании необходимой инфраструктуры по бункеровке паромов сжиженным газом, для чего также необходимо строительство специализированных танкеров-бункеровощиков. Паромы будут однопалубные, иметь вместимость 66 условных вагонов, обладать ледовым классом, железнодорожной колеей 1520 мм, иметь скорость 18-21 узлов.

    Железные амбиции


    Со своей стороны, железнодорожники предлагают переключить часть грузопотоков с морского транспорта на железнодорожный. Как рассказал в ходе Форума начальник Калининградской железной дороги (КЖД) Виктор Голомолзин, в настоящее время прорабатывается проект доставки контейнеров с автокомплектующими в адрес предприятия «Автотора» из порта Пусан в Южной Корее транзитом через территорию России железнодорожным транспортом (с перегрузкой в порту Владивосток). Предполагается, что таким образом будет доставляться 16 тыс. TEUs в год. Еще один проект - переключить грузопоток в объеме до 4 тыс. TEUs в год, который в настоящее время проходит из порта Гданьск (Польша) в порт Усть-Луга и далее в центральные регионы России на железнодорожный транзитный маршрут через Калининградскую область. Наконец, КЖД намерена переключить с портов Балтики перевозки сахара-сырца с перегрузкой на терминале ГК «Содружество» в порту Калининград с дальнейшей отправкой в направлении Казахстана и Киргизии в объеме до 500 тыс. тонн в год.

    Играя ящиками

    С необходимостью привлечения контейнеризированных транзитных грузов в Калининградскую область согласен и генеральный директор «Балтийской стивидорной компании» Алексей Павлов. По его мнению, в условиях падения импортного контейнеропотока необходимо развивать контейнеризацию экспорта, совершенствовать таможенные процедуры и администрирование, запускать контейнерные поезда.

    Отметим, что в части таможенного администрирования области удалось добиться вывода Калининградской таможни из подчинения Северо-Западному таможенному управлению с переподчинением напрямую центральному руководству ФТС. По мнению участников, рынка, это положительно сказалось на деятельность региональных таможенных органов.

    Как, в свою очередь, сообщила в ходе Форума начальник службы организации таможенного контроля Калининградской областной таможни Светлана Куманева, среднее время совершения таможенных операций в порту Калининград составляет 6 часов. В настоящее время таможня работает над внедрением портала «Морской порт», в настоящее время он внедрен лишь на таможенном посту порта Калининград. При этом с момента использования портала с декабря 2015 года в его рамках было зарегистрировано более 600 уведомлений о прибытии и убытии товаров, представлено более 160 пакетов документов на судно и 190 пакетов документов на товары. Портал «Морской порт» планируется внедрить на таможенных постах Светлый и Балтийск до II квартала 2017 года.

    Всем проектам пример?

    Говоря о развитии портовой инфраструктуры Калининградской области следует выделить проект создания грузопассажирского терминала в Пионерском, который планируется построить к Чемпионату мира по футболу 2018 года. На днях состоялась рабочая поездка министра транспорта России Максима Соколова и заместителя министра, руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктора Олерского в Калининградскую область, в ходе которой было отмечено, что проектная документация по строительству терминала разработана своевременно и в полном объеме. В августе 2016  года было получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, в настоящее время проект находится на рассмотрении Главгосэкспертизы.


    В соответствии с планами, терминал в Пионерском должен быть готов к вводу в эксплуатацию до июня 2018 года. Причал нового терминала сможет принимать также Rо-Rо грузы, которые сейчас следуют в Россию, в том числе, через порт Клайпеда. Протяженность терминала позволит принимать морские лайнеры длиной 317 м.  По словам Максима Соколова, международные круизные компании, которые работают на Балтике, уже заявляют терминал в  Пионерском в туристические предложения 2018 года.

    Главное в этом проекте, на наш взгляд, это обеспечение его загрузки после проведения Чемпионата. В принципе, Калининград имеет все предпосылки для того, чтобы стать привлекательным местом для захода круизных судов – в городе есть что посмотреть.

    Что же касается давнего проекта создания глубоководного грузового порта-хаба, то здесь, как и раньше, мнения экспертов разошлись. По мнению одних такой порт нужен региону, по мнению других пытаться конкурировать с Гданьском все равно бессмысленно – лучше найти свою рыночную нишу и развивать ее. К примеру, организовать ту же контейнерную линию между Калининградом и петербургским терминалом Бронка.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен