• 20 января 2015

    Отдача от передачи

    Крымскую паромную переправу решено передать в ведение властей Крыма. В настоящее время проводится инвентаризация имущества, планируется создать специальную компанию для управления переправой. Передача переправы в Крым, впрочем, может обернуться негативными последствиями и неудобствами для ее пользователей.

    На другом берегу


    На совещании, состоявшемся 22 декабря 2014 года у заместителя председателя правительства России Дмитрия Козака, в ответ на просьбы крымских властей, было принято решение передать им полную ответственность за функционирование паромной Керченской переправы, которая ранее функционировала в ведении Минтранса России (АНО «Единая транспортная дирекция», ЕТД, учреждена на паритетных началах правительством РФ и министерством транспорта РФ).

    АНО само по себе не может вести коммерческую деятельность, поэтому для обеспечения самоокупаемости паромного комплекса ЕТД учредила 100% дочернюю коммерческую структуру – ООО «Морская дирекция». В это ООО от ЕТД было передано управление перевозочным процессом. ЕТД и ООО «Морская дирекция» зарегистрированы в г. Темрюк Краснодарского края.

    Теперь под управление властей Крыма должно быть передано 100% в ООО «Морская дирекция».

    Правительство Крыма предполагает, что такой структурой, которая возьмет управление на себя, может стать ГУП РК «Крымские морские порты». Согласно Гражданскому кодексу РФ, получить в управление долю в коммерческом предприятии может любое другое коммерческое предприятие или частный предприниматель, за исключением ГУП.  Соответственно, ГУП РК «Крымские морские порты» теоретически должно теперь учредить отдельное ООО и передать этому ООО 100% ООО «Морская дирекция».


    В пресс-службе Министерства транспорта Крыма ИАА «ПортНьюс» 15 января 2015 года сообщили, что правительством региона пока не принято окончательного решения о создании специальной коммерческой структуры. Пока крымский Минтранс сосредоточил усилия на инвентаризации имущественного комплекса переправы.

    В связи с передачей управления в Крым могут возникнуть сложности и неудобства. Дело в том, что в безвозмездном пользовании  ООО «Морская дирекция» находятся причалы в порту Кавказ. Если ООО «Морская дирекция» будет перерегистрировано в Крыму (для уплаты налогов в республиканский бюджет), то станет невозможной оплата услуг переправы по картам Visa и MasterCard из-за западных санкций в отношении Крыма. Если перерегистрации  не будет, но все же головная компания будет крымской, то это также может создать сложности с проведением платежей. В пресс-службе министерства транспорта Крыма пока не смогли пояснить, как именно, в этой связи, будет организовано предварительное бронирование.

    Сложности имеются и по другую сторону – в порту Крым. Они состоят в том, что в этом порту (который даже не включен в Перечень морских портов РФ) расположены причалы, на которые не составлены паспорта, они оформлены по украинскому законодательству. Чтобы передать причалы какой-либо структуре, придется сначала решать эти юридические вопросы, на что потребуется время. Кроме того, Федеральной службе по тарифам необходимо установить тарифы, которые бы окупали затраты на содержание этих причалов. Однако для этого придется принять целый федеральный закон, поскольку ранее здесь тарифы по российскому законодательству не устанавливались. 

    Между тем, в ЕТД сообщили, что завершат и оплатят ремонт 3-го и 4-го причалов в порту Крым. ЕТД планировала собирать портовые сборы  за пользование причалами и средства направлять на работу переправы для снижения издержек (примерно на 20%).

    Теперь новой крымской управляющей структуре  придется самостоятельно искать пути достижения самоокупаемости паромной переправы, затраты на содержание которой весьма велики. Так, только содержание накопительных площадок, их охрана и организация зон досмотра требует выплаты заработных плат примерно на 100 чел.  

    Кроме того, в ЕТД остались функции по единому проездному билету в Крым (железная дорога + автобус + паром). Поэтому, сохранять тесное взаимодействие старым и новым управленческим структурам на переправе все же придется.

    Напомним, к работе на переправе от АНО «Единая транспортная дирекция» фрахтовала 4 судна: «Ионас» (флаг Греция), «Олимпиада» (флаг Кипр), «Севастополь» (флаг Кипр), «Новороссийск» (флаг Палау) и «Крым». От ООО «Аншип»  - паромы «Николай Аксененко» и «Анненков» (флаги РФ). От ГСК «Керченская паромная переправа» - паромы «Керченский» и «Ейск» (флаги РФ). Также привлекался паром «Глюкофилоуса III».


    Как отметил министр транспорта России Максим Соколов, в прошлом году треть туристов, следующих в Крым, воспользовались Керченской переправой. «Благодаря конструктивному взаимодействию ответственных ведомств задача по интеграции транспортной системы Крыма в систему РФ выполнена», - отметил министр.

    Говоря о перевозке пассажиров по «единому билету», Максим Соколов подчеркнул, что прошедший год показал необходимость использования этой перевозки. «С 1 мая по 1 декабря 2014 года было перевезено порядка 400 тыс. пассажиров, в следующем летнем сезоне планируется перевезти более 500 тыс. человек. Доставка пассажиров по «единому билету» из Анапы в основные города Крыма должна стать более комфортной. Пассажиру планируется предложить несколько вариантов. Он сможет доехать на поезде до вокзала Анапы, пересесть на автобус до Керченской переправы, пересечь на пароме пролив, затем продолжить свой маршрут на автобусе до курортных городов полуострова. Еще один путь - с вокзала Анапы доехать до городского морвокзала и пересесть на катамаран, следующий на полуостров. Автолюбители же смогут оставить личный транспорт на перехватывающих парковках в портах Крым, Кавказ и продолжить свой маршрут на общественном транспорте», - сообщил Соколов.

    Правда, по нашим данным, вопрос с катамаранами пока окончательно не решен.

    По данным ЕТД, переправой в 2014 году воспользовались около 2,8 млн пассажиров, что в 3,5 раза больше, чем в 2013 году. Количество перевезенных автомашин возросло в 5 раз. Так как нормализации отношений с Украиной пока не предвидится, то стоит ожидать, что эти цифры останутся не менее высокими и по итогам 2015 года, что накладывает особую ответственность на новую администрацию переправы.

    Надежда Малышева, Виталий Чернов.