• 29 ноября 2006

    Андрей Савельев: «Пробки в порту Санкт-Петербург приводят к оттоку грузов в Прибалтику и Финляндию»

    В длинной цепочке транспортировки груза от производителя к покупателю, который нередко находится в другом конце мира, часто ключевую роль играет экспедитор. Именно он обеспечивает всю логистическую цепочку маршрута и гарантирует доставку товара в срок. Об особенностях этого бизнеса ИАА «ПортНьюс» рассказывает генеральный директор холдинговой компании «Гринвэй» Андрей Савельев.

     

    - Андрей Русланович, ваша компания входит в число лидеров на рынке экспедиторских услуг Северо-Западного региона России. Расскажите, каким для ХК «Гринвэй» стал текущий год? Удалось ли вам сохранить свои позиции на рынке?

     

    - Мы специализируемся в основном на импортных грузах. Больше половины всех экспедируемых ХК «Гринвэй» грузов попадают в Россию через порт в Санкт-Петербурге. Оставшийся объем мы везем в автомобилях через сухопутные таможни.

     

    Мы специализируемся, в первую очередь, на контейнерных перевозках. Спектр грузов очень широк - это промышленное оборудование, стройматериалы, различные химические грузы, мясо и мясопродукты. В конце 2006 года мы завершили ряд контрактов на перевозку оборудования для ОАО «Газпром», начатых еще в 2002 году. В текущем году в рамках этих контрактов мы обеспечили перевозку и таможенную очистку более 400контейнеров.

     

    Если рассматривать весь 2006 год, то его итоги могут оказаться несколько ниже, чем в 2005 году. Полагаю, наш оборот на конец года составит 12 тыс. грузовых единиц против 13,1 тыс. грузовых единиц в 2005 году. Спад произошел главным образом из-за проблем с таможней. Кадровые перестановки в таможне влекут за собой различные проверки, что вызывает задержки в оформлении документов. Порт сильно лихорадило в начале года, грузы простаивали. Именно весенний спад грузооборота и сказался на негативной динамике по итогам года.

     

    - Как можно повысить эффективность перевозок при сбоях в работе таможни или иных проблемах, возникающих в порту Санкт-Петербург?

     

    - Спад этого года пришелся преимущественно на грузы, которые идут через порт Санкт-Петербург. Но рынок перевозок достаточно быстро отреагировал на эту ситуацию. Часть морских грузов ушла на сухопутные маршруты, соответственно стоимость перевозки для судовладельцев возросла. Грузы, которые прибывали по автодорогам, оформлялись на Санкт-Петербургской таможне, на московских таможнях и других региональных таможнях. По эти грузам наблюдался некоторый рост грузооборота в 2006 году.

     

    Если товар произведен где-то в Европе, а мы знаем, что в порту Петербурга есть проблемы, то мы рекомендуем клиенту везти груз автотранспортом. Это увеличивает стоимость перевозки. Естественно, затраты ложатся в основном на грузовладельца.

     

    Такая практика достаточно распространена. Если нужно клиенту быстро получить товар, не взирая на стоимость перевозки, то товар везется в машинах. При этом стоимость транспортировки получается дороже, чем по морю, но перевозка осуществляется быстрее, чем через порт. Если предпочтительна стоимость перевозки, и не важно, три дня это занимает или две недели – тогда груз идет в контейнерах в порт. Естественно, морем идут почти все грузы из «дальних» стран - Америки или Китая. Однако маршруты для этого грузопотока самые разнообразные и не замыкаются только на порт Санкт-Петербург: контейнеры могут попасть в Россию через Финляндию, Прибалтику, Германию, Голландию.

     

    - Каким будет для ХК «Гринвэй» наступающий 2007 год? Какие шаги по развитию группы компаний «Гринвэй» запланированы на ближайшие несколько лет?

     

    - В 2007 году, если мы выполним все запланированные мероприятия, то прирост грузооборота может оказаться для нас рекордным - 25%.

     

    Первоочередной задачей в программе развития ХК «Гринвэй» является открытие нового складского терминала в финском городе Котка. Я рассчитываю, что процедура оформления терминала будет завершена до конца года, а с 2007 года он начнет работать. Его площадь составляет 5 000 кв. м, грузооборот - 5 тыс. teus в год. Из Финляндии грузы пойдут на таможни в Петербург или Москву, в зависимости от логистической схемы, выбранной клиентом. Уже сегодня наши клиенты готовы на 70% заполнить новый склад в Котке.

     

    Второй из наших зарубежных проектов – это открытие представительства ХК «Гринвэй» в Китае. Сейчас идет процесс его организации: мы занимаемся юридическим оформлением компании, подбором персонала. Открытие представительства планируем на февраль 2007 года. В дальнейшем мы рассчитываем взять в аренду или приобрести в порту Шанхай складской комплекс на 1-2 тыс. кв. метров.

     

    - Какова доля китайских грузов в общем объеме грузооборота? Какие услуги клиентам сможет оказать китайский офис ХК «Гринвэй»?

     

    - Примерно 70%. Мы рассчитываем, что прирост по китайским грузам будет 20% за первый год работы представительства (примерно 1700 teus).

     

    Покупателям китайских товаров обычно трудно работать с китайскими поставщиками напрямую. Часто случается, что товары поступают к заказчику на склад не те, которые были заказаны. Это обнаруживается уже в России, что вызывает массу проблем с возвратом товаров. Поэтому, такая услуга как представительство российской экспедиторской компании в Китае весьма востребована.

     

    Наши сотрудники в Шанхае будут производить перетарку контейнеров, комплектация грузов и сюрвейерский контроль. Клиент сможет получить смешанный контейнер с большим ассортиментом. «Гринвэй» будет следить за поставкой на шанхайский склад всех товаров клиента, контролировать их качество, количество и комплектовать контейнер, который затем пойдет в Россию.

     

    - Вы отметили, что проекты в Финляндии и Китае являются частью зарубежной программы развития ХК «Гринвэй». Какие планы по развитию на территории России?

     

    - В г. Щелково Московской области «Гринвэй» ведет строительство складского центра площадью 5 тыс. кв. м. Весной-летом 2007 года он будет открыт. Это будет склад для хранения различных грузов, погрузо-разгрузочных и сортировочных работ, не связанных с таможней. На складе спроектировано 7,5 тыс. паллето-мест единовременного хранения, что соответствует примерно 625 teus. Можно предположить, что грузооборот склада составит около 10 000 teus в год.

     

    Параллельно мы будем заниматься оформлением таможенной лицензии «Склада временного хранения» и организацией там таможенного поста. С таможней согласована предварительная схема сотрудничества, но для реализации этого проекта объект должен быть построен и сдан в эксплуатацию. К концу 2007 года, я надеюсь, мы сможем оформить лицензию.

     

    - Во сколько обойдется программа развития группы компаний?

     

    - Объем инвестиций группы компаний «Гринвэй» составит около 10 млн. евро за 2006-2008 гг. В программу могут вноситься коррективы, окончательная стоимость будет ясна по результатам ее реализации. Помимо названных проектов около $50 тыс. мы затратили на ребрэндинг. 

     

    - Говоря о падении объемов перевозки грузов через порт Санкт-Петербург, невозможно не вспомнить о пробках на подходах к порту. Грузы простаивают в порту в ожидании вывоза, это приносит убытки, как грузовладельцам, так и компаниям, обеспечивающим доставку грузов. Каковы масштабы этих потерь?

     

    - Сейчас растаможенный контейнер больше недели может пролежать в порту, потому что не будет возможности найти свободного перевозчика, поставить его под загрузку. Проблемы с вывозом большие. Очередных пробок мы ждем перед Новым годом. Объем грузов из-за праздников увеличивается в разы, и порт начинает лихорадить – перевозчики не справляются с вывозом, порт не справляется с загрузкой.

    Автомобиль с контейнером за лишние сутки простоя приносит убытки в $150, а рефрижераторный контейнер – до 200 евро. Как правило, сложно объяснить клиенту, что в порту была пробка. Ему это неинтересно, потому что мы взяли на себя обязательства и должны доставить все в срок. Поэтому мы вынуждены на себя брать дополнительные затраты или закладывать в стоимость доставки фактор сезонности.

    Скорость вывоза контейнера из порта зависит во многом от оперативности экспедитора. Люди в порту должны работать грамотно и оперативно: нужно найти перевозчика, который ответственно подойдет к проблеме, будет не спать ночь, стоять в этой очереди. У кого больше опыт, тот лучше работает.

    Если бы у нас был порт, хоть отдаленно напоминающий европейский, то проблем бы не было. Недавно мы возили своих сотрудников в Гамбург, показывали, как работает порт. Так там вся операция по вывозу контейнера из порта, после его выгрузки на причал, занимает 15-20 мин. Ни каких пробок там вообще нет. Там и организовано все иначе – сам порт больше, дороги к нему сделаны, места больше...

     

    - На ком лежит ответственность за пробки в порту – на администрации порта, на стивидорных и экспедиторских компаниях, на таможенниках или на городских властях?

     

    - Сам порт находится практически в центре города, он старый и не приспособлен к большим объемам грузов. Чтобы он работал нормально, надо снести часть домов и сделать нормальную автомагистраль, чтобы машины могли нормально туда заезжать, а не ютиться на улочках. Я считаю, вложиться нужно в сам порт – это должна быть программа на уровне государства. Наверное, часть проблем снимет Западный скоростной диаметр. Но его строительство еще даже не началось.

     

     

     

    Справка ИАА «ПортНьюс»

    Морской транспортно-экспедиторский холдинг «Гринвэй» был основан в 1995 году в Санкт-Петербурге. Сегодня «Гринвэй» - это группа компаний, работающих на рынках таможенных, юридических услуг, логистики, морских и автомобильных перевозок, торговли нефтепродуктами. На рынке таможенных услуг, логистики и перевозок холдинг представлен компаниями «Гринвэй-Таможенный брокер», «Гринвэй-Нева» и «Гринвэй-Москва». «Гринвэй» обслуживает более 1000 клиентов, в числе которых: дочерняя компания шинного холдинга «Амтел» - «Амтелшинпром»; логистическая компания «АТЛ Холдинг»; дочерняя структура ОАО «Газпром» - ООО «Газкомплектимпекс»; химический завод «ГРИНН-Пластик»; фруктовая корпорация JFC; строительный гипермаркет «Максидом» (Торговый дом «Лаверна»), нефтяная компания «АК «Сибур»; завод бытовой химии «Эра-Хенкель»; текстильная компания «Лазертач»; химическое предприятие «КРАСКИ ТЕКС»; парфюмерно-косметическая компания «Феникс»; пивоваренный концерн «Хайнекен».

    Весь комплекс юридических услуг для клиентов холдинга «Гринвэй» оказывает компания GREENWAY-CONSULT.

    Надежда Малышева

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен