Черноморский заплыв России
В случае присоединения Крыма к России последняя может получить контроль над крупными шельфовыми месторождениями Черного моря. В случае же установления контроля над остальным украинским побережьем Черного моря, Россия получит в свое распоряжение глубоководные порты с уже работающими специализированными терминалами, что позволит ей «замкнуть» на себя значительную часть черноморской логистики.
Крымский блицкриг
Оговоримся, что в данном материале мы не даем оценок целесообразности установления российского контроля над украинскими портами и территориями, а лишь анализируем возможные последствия такого развития событий с точки зрения развития морского транспорта и стивидорной деятельности.
Парламент Крыма принял решение о присоединении к России. Это означает, что Россия получит гарантии нахождения своего военно-морского флота в Севастополе, а также получит контроль над крымскими портами, такими как Керчь, тот же Севастополь, Евпатория, Феодосия и Ялта. Данные порты, впрочем, пока не играют существенной роли как перевалочные пункты и обслуживают потребности самого Крыма. С другой стороны, большой круизный потенциал имеется у портов Ялта и Евпатория. Отметим в этой связи, что пророссийские власти Крыма на днях учредили «Севастопольский морской торговый порт».
С военной точки зрения здесь все ясно – хотя в Новороссийске и строится база для Черноморского флота, его расположение в Севастополе гораздо выгоднее со всех точек зрения – как географически, так и с точки зрения экономической целесообразности (Новороссийск все-таки – развитый грузовой порт, где и так имеется дефицит площадей). Со строительством моста через Керченский пролив (о чем более подробно мы писали ранее >>>>) доступ к портовой инфраструктуре Крыма облегчится.
В то же время, в Крыму уже заявлялись планы по строительству глубоководного порта, в качестве инвестора проекта назывались китайские компании. Учитывая, что Китай поддерживает позицию России в ситуации с Украиной, можно предположить, что хотя бы часть этих планов будет реализована. В то же время они уже вызывали недовольство местных жителей. Более подробно об этом мы писали ранее >>>>
Кроме того, присоединение Крыма к России позволит ей заявить права на шельфовые месторождения. Так, на разработку Скифского газоносного участка, находящегося юго-восточнее Крыма, в свое время претендовала российская ЛУКОЙЛ, однако правительство Украины отдало участок консорциуму во главе с американской Exxon Mobil. Кроме того, возле Крыма расположены Cубботинское и Семеновское нефтяные, а также Северо-Булганакское, Восточно-Казантипское, Стрелковое месторождения газа. Теоретически, особенно в случае присоединения к России остальных территорий черноморского побережья Украины, Россия сможет контролировать и другие месторождения, такие как Одесское и Безымянное (газ), Штормовое (газоконденсат), Архангельское (газ) и Голицынское (газоконденсат).
Отметим, что Одесское, Безымянное и Субботинское месторождения являются одними из крупнейших на шельфе Черного моря. Промышленные запасы Безымянного и Одесского газовых месторождений оцениваются более чем в 35 млрд куб. м.
Взор на юго-восток
Но все же Россия, по заявлениям представителей министерства транспорта, нуждается в грузовых глубоководных специализированных терминалах. На Украине это, прежде всего, порты Ильичевск (допустимая осадка судов – до 14 м), Одесса (допустимая осадка судов – до 12,5 м в Практической гавани), Южный (осадка до 14,5 м). На данные порты приходится порядка 60% от совокупного грузооборота всех портов Украины.
Терминалы в указанных портах, специализирующиеся на работе с такими высокодоходными грузами, как контейнеры, занимают лидирующие позиции в Черноморском регионе. Так, по данным компании Informall, терминал HPC (Одесса) занимает второе место по объему контейнерооборота в Черном море, «Контейнерный терминал Ильичевск»- 6-е место.
Интерес к этим портам уже проявляли российские компании. Например, здесь функционирует «Контейнерный терминал Ильичевск», акционером которого являлась «Национальная контейнерная компания» (НКК, вошла в группу Global Ports, которая имеет опцион на 50% данного терминала). Как указано в материалах Global Ports, украинский контейнерный рынок имеет значительный потенциал. Терминал имеет договор о совместной деятельности с «Ильичевским морским портом», однако со стороны руководства последнего, как ранее заявлялось НКК, предпринимались попытки рейдерского захвата имущества терминала и препятствования его деятельности. Как бы то ни было, но терминал имеет программу развития, в соответствии с которой его мощность должна быть доведена до 4 млн TEUs в год с объемом инвестиций в $500 млн. В 2007 году был успешно реализован первый этап проекта. Выполнение первого этапа позволило увеличить ежегодную пропускную способность контейнерного терминала до 850 тыс. TEUs. Новый комплекс, в состав которого входят 3 и 4 причалы порта, позволяет принимать суда вместимостью до 8 тыс. TEUs.
Действительно, ранее сообщалось, что в результате реализации всех инвестиционных проектов и при благоприятных условиях на рынке морских перевозок, три указанных крупнейших порта Украины смогут привлечь около $7,4 млрд инвестиций и создать до 11 тыс. новых рабочих мест. Так, в случае выполнения имеющейся программы развития Одесского морского порта его пропускная способность только по перевалке контейнерных грузов увеличится на 2 млн TEUs в год.
В Ильичевском морском порту готов проект проведения дноуглубительных работ на подходном канале и в акватории порта. Среди перспективных планов — развитие мощностей по перевалке контейнеров и создание терминала мощностью 1,5 млн ТЕUs.
Предполагается в указанных портах и строительство специализированных терминалов для других видов грузов.
Более подробно о планах по развитию указанных портов мы писали ранее >>>>
Представляет собой интерес и другая группа украинских портов: Николаев, Херсон и Октябрьск, обладающих специализированными терминалами по перевалке навалочных и генгрузов.
Конечно, с позиции сегодняшнего дня оценить последствия российского контроля над всеми этими портами довольно сложно, поскольку ситуация на Украине более чем неопределенная. Но конечно, такой вариант развития событий резко усилит позиции России на стивидорном рынке Черного моря, «замкнув» на себя весь северный участок черноморского побережья, позволит взять под контроль шельфовые месторождения, не говоря о геополитических факторах. Ведь в настоящее время Черноморский морской бассейн России довольно ограничен по инфраструктуре – возможности порта Новороссийск близки к пределу, глубоководных терминалов не хватает, а полное завершение проекта по созданию сухогрузного района порта Тамань планируется только в 2020 году. Эти выводы, однако, не стоит расценивать как призывы к тем или иным политическим решениям.
Виталий Чернов.