На фоне начинающегося распада Украины, Россия «вспомнила» о проекте строительства мостового перехода через Керченский пролив, который пытался осуществить еще… Третий Рейх. Стоимость проекта оценивается в объеме до $3 млрд.
Хорошо забытое старое?
Мост через Керченский пролив начинали строить еще немцы во время Второй мировой войны. После войны он был достроен советскими строителями, однако не выдержал ледохода и был разрушен. В истории современной России к идее строительства моста вернулись в 2010 году, когда президент Украины Виктор Янукович обратился к президенту России Дмитрию Медведеву с предложением реализовать проект к Олимпиаде-2014 в Сочи. Предложение российской стороне понравилось, однако Олимпиада уже начинается, а «мост и ныне там». Видимо, «заморозка» проекта была связана с его стоимостью, которая оценивалась в сумму до $4 млрд – таких «лишних» денег не было ни на Украине, ни в России, которая и так потратилась на подготовку Олимпиады.
Однако на днях заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов поручил профильным ведомствам заняться разработкой проекта создания моста через Керченский пролив. Так, Минтрансу России и МИД России поручено обеспечить согласование с украинской стороной технического задания на проведение инженерных изысканий и разработку технико-экономического обоснования проекта. При этом заказчиком данных работ предполагается назначить государственную компанию «Автодор» или её дочернюю организацию.
Минтрансу России, Минэкономразвития России, Минфину России, МИД России поручено представить предложения по срокам строительства моста в зависимости от вариантов реализации проекта. Также Минфину России, Минэкономразвития России, Минтрансу России поручено проработать вопрос и представить предложения по созданию особого налогового режима для строительства и эксплуатации транспортного перехода через Керченский пролив.
Отметим, что Россия в настоящее время находится далеко не в лучшей финансовой ситуации, поэтому внезапное возобновление интереса к проекту строительства моста можно объяснить геополитической конъюнктурой, связанной с возникновением угрозы распада Украины. Ведь в Севастополе до сих пор базируется Черноморский флот, правда, в настоящее время идет подготовка базы для его размещения в Новороссийске. Строительство моста позволит усилить позиции Москвы на полуострове и в целом на Украине.
По информации Совета министров автономной республики Крым, в настоящее время рассматривается несколько вариантов строительства перехода. Первый — строительство автомобильного моста, второй — автострады и железнодорожной магистрали, третий предполагает еще и газопровод. Четвертый вариант включает все перечисленное, а также прокладку высоковольтной электросети.
Окончательное решение планируется принять после разработки технико-экономического обоснования. На разработку ТЭО уйдет около полугода, затем начнется проектирование. По оценкам экспертов, строительство продлится от 4 до 5 лет. Стоимость проекта оценивается в $1,5-3 млрд. Срок окупаемости — 5-10 лет. Финансирование планируется осуществлять на паритетных началах, для чего должно быть создано совместное украино-российское предприятие.
Отметим, что предпроектные предложения по строительству моста через Керченский пролив в России ранее были разработаны ООО ПСФ «Спецфундаментстрой». В соответствии с ними предлагается проложить по мосту автодорогу шириной 15 м и железную дорогу. Предпроектными предложениями предусмотрено, что Керченский пролив будут пересекать до 10 млн человек в год, по нему также предполагается транспортировать сжиженный газ в автомобильных и железнодорожных цистернах. Мост сократит путь из Украины в Краснодарский край в среднем на 450 км. Его длина составит 4,5 км. В компании отмечали, что при наличии политической воли и финансировании мост можно построить за 2 года. Правда, данные предпроектные разработки велись с учетом того, что мост должен быть построен к Олимпиаде-2014 в Сочи, поэтому не факт, что их возьмут за основу сегодня.
Как бы то ни было, возведение моста вряд ли благоприятно скажется на интенсивном судоходстве через пролив. Лишние объекты в море лишь затрудняют работу судоводителей, кроме того, мост должен иметь достаточную высоту для прохода под ним крупных судов и особенно буровых платформ. Кроме того, реализация проекта отразится на ситуации в порту Кавказ, где в настоящее время работают Автопассажирский паромный комплекс «Кубань-Крым» и железнодорожный паромный комплекс «Анроскрым».
Отметим, что похожий проект был реализован в рамках подготовки к саммиту АТЭС (строительство моста на о. Русский). Также периодически муссируется тема о строительстве мостовых переходов на Сахалин и даже на Аляску.
Виталий Чернов.