• 19 сентября 2006

    Южные порты теряют зерно

    Экспорт зерна через порты юга России по итогам семи месяцев текущего года сократился на 18,6% до 3,5 млн. тонн. Тем не менее, специалисты отрасли полагают, что об устойчивом снижении экспортных объемов перевалки зерна в южных портах говорить преждевременно. Российские экспортеры перекрыли прогноз Министерства сельского хозяйства, сделанный на текущий зерновой год (до 1 августа) по совокупному объему продаж зерна за рубеж.

     

    Прогноз откладывается

    На начало зернового года многие аналитики предсказывали, что глобального снижения экспорта зерна не произойдет даже в том случае, если урожай в этом году будет ниже, чем в прошлом. Тем не менее, по итогам семи месяцев 2006 года практически все порты южного региона России продемонстрировали отрицательную динамику. Сокращение объемов перевалки зерна произошло в портах Азов (-63%), Темрюк (-19,8%), Ейск (-19%), Ростов (-14,2%). Также снизили результаты стивидорные компании: ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (-8%) и «Таганрогский судоремонтный завод» (-55,3%). Увеличили показатели перевалки зерна лишь ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (увеличение в 2,8 раза), РПР «Таманский» (+17,8%, порт Кавказ) и ЗАО «Портхолдинг» (+10,9%, Новороссийск).

     

    Но не отменяется

    Несмотря на то, что перевалка зерна на экспорт снизилась практически во всех южных портах, аналитики полагают, что это временная мера. В ближайшей перспективе объем перевалки зерна достигнет уровня 2005 года. Сейчас у сельхозпроизводителей есть возможность не продавать зерно, а ожидать дальнейшего повышения цен. Вице-президент Российского зернового союза Андрей Славутин, комментируя ситуацию корреспонденту ИАА «ПортНьюс», отметил, что «в южном регионе цены на зерно в большей степени привязаны к ценам мировых производителей зерна, поэтому именно на юге цены на зерно растут». По его мнению, сейчас вероятна ситуация, «когда товаропроизводители придерживают товар и выжидают более высоких цен на зерно».

    Сами экспортеры придерживаются того же мнения. По словам исполнительного директора компании ОАО «Югтранзитсервис» (компания – крупнейший в России экспортер зерна) Алексея Едуша, рынок сейчас складывается таким образом, что цена на внутреннем российском рынке несколько опережает экспортную цену, поэтому «трейдеры пока накапливают зерно». «То, что сейчас объем перевалки зерна снизился, не значит, что пропорционально упадет годовой объем, - говорит Едуш. По его словам, необходимо учитывать остатки зерна прошлого года и мировую конъюнктуру. «С урожаем сейчас плохо и в Америке, и в Австрии, и во Франции. Поэтому некоторый недобор урожая в текущем году, я уверен, не уронит объем российского экспорта».

     

    Конкуренты принимают меры

    Между тем, один из основных конкурентов России - Украина, намерена «принять регулярные меры на рынке зерна». Вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев в августе инициировал встречу с ведущими трейдерами зерна для разработки благоприятных условий экспорта украинского зерна. На встрече прорабатывался вопрос подписания соответствующего меморандума между Кабинетом Министров Украины и ведущими зерновыми экспортерами.

    Еще один традиционный экспортер зерна – Казахстан также не остается в стороне. Министерство сельского хозяйства Казахстана в августе заявило о намерении увеличить площадь пахотных земель в полтора раза с существующих ныне 23 млн. гектаров, и в три раза увеличить объем экспорта пшеницы. В настоящее время Казахстан ежегодно экспортирует 4-5 млн. тонн зерна в 40 стран мира.

    Россия с 2001 – 2002 годов удерживает экспорт зерна на уровне 10 - 15 млн. тонн в год. Однако перевалка зерна на экспорт через южные порты, по мнению аналитиков, сдерживается также недостаточной мощностью этих портов. По экспертным оценкам, чтобы обеспечить стабильность рынка, экспортерам зерна уже сейчас необходимо увеличить мощность российских терминалов примерно на 8 млн. тонн в год. Стивидорные компании следят за ситуацией на рынке, поэтому в будущем году сразу в двух южных портах – Новороссийске и Туапсе - планируется сдать в эксплуатацию зерновые терминалы.

     

    Экспортеры ждут второго чтения

    Поддержка экспортеров в рамках законопроекта «О развитии сельского хозяйства» не рассматривалась Государственной Думой во время первого чтения документа в апреле текущего года. Тот вариант законопроекта, который был принят в первом чтении, исключил раздел «Поддержка экспорта продовольствия, сельскохозяйственной продукции». Тогда же Российский зерновой союз направил письмо в комитет Госдумы по аграрным вопросам с просьбой восстановить исключенный раздел.

    Как сообщил корреспонденту ИАА «ПортНьюс» Андрей Славутин, «закон должен защищать интересы российских производителей зерна, чтобы Россия могла успешно конкурировать на мировых рынках». Он отметил, что союз намерен приложить все усилия, чтобы в новую редакцию закона вошел раздел о поддержке экспортеров. «Думаю, во втором чтении этот вариант будет принят», - сказал Славутин.

     

     

    Экспорт зерновых из России через российские порты: июль 2005 – июнь 2006 (зерновой год)

     

    основные порты,
    авто- и ж/д транспорт

    объем, тонн

    доля,

    морским путем

    11 367 231,491

    83,31%

    Новороссийск Морской порт

    5 276 124,155

    38,67%

    Район портов Ростова-на-Дону

    2 060 247,503

    15,10%

    Азов Морской порт

    1 054 253,351

    7,73%

    Ейск Морской порт

    732 788,494

    5,37%

    Таганрог Морской порт

    723 701,892

    5,30%

    Туапсе Морской порт

    645 045,349

    4,73%

    Кавказ Морской порт

    389 606,607

    2,86%

    Волгодонск Порт

    293 378,830

    2,15%

    Темрюк Морской порт

    81 154,621

    0,59%

    Калининград Морской порт

    43 590,079

    0,32%

    Махачкала Морской порт

    30 008,030

    0,22%

    Оля Морской порт

    20 820,350

    0,15%

    Астрахань Речной порт

    16 512,230

    0,12%

    ж/д и авто транспортом

    2 277 572,553

    16,69%

    ВСЕГО

    13 644 804,044

     

     

     

     

    Чаусова Лариса

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен