• 6 мая 2013

    Контейнерная перезагрузка

    В последние годы контейнерные мощности Большого порта Санкт-Петербург и Усть-Луга значительно возросли благодаря реализации ряда инвестпроектов. По заявленным планам, они увеличатся еще больше, однако уже сейчас терминалы вступили в острую конкуренцию за грузы.

    Большая тройка



    Основным игроком на рынке контейнерных стивидорных услуг в восточной части Финского залива является «Национальная контейнерная компания», занимающая по итогам апреля 2013 года более 43% доли рынка благодаря «Первому контейнерному терминалу» (ПКТ) в Санкт-Петербурге и «Усть-Лужскому контейнерному терминалу» (УЛКТ) в Усть-Луге. Далее следуют терминалы группы  Global Ports «Петролеспорт» и «Моби Дик», расположенные в Санкт-Петербурге, доля которых по итогам января-апреля 2013 года оценивается примерно в 38%. Третье место по доле рынка принадлежит активно развивающемуся «Контейнерному терминалу Санкт-Петербург» (группа «Морской порт Санкт-Петербург»), занимающему порядка 15,5%. Оставшиеся около 11% рынка делят между собой такие терминалы, как «Нева Металл» (Санкт-Петербург, группа «Северсталь»), «Русмарин» (Санкт-Петербург») и «Юг-2» (Усть-Луга, ОАО «Компания Усть-Луга»).

    Таким образом, основная борьба за грузы в настоящее время разворачивается между первой тройкой: НКК, Global Ports и «Контейнерным терминалом Санкт-Петербург».

    Как, в свою очередь, сообщили ИАА «ПортНьюс» в НКК, в 2013 году менеджменту компании удалось добиться привлечения дополнительных объемов контейнеров на ПКТ от тех линий, которые и ранее заходили в порт Санкт-Петербург. Грузооборот ПКТ в апреле 2013 года составил 98,119 тыс. TEU, рост по сравнению с апрелем 2012 года составил 11%. За январь-апрель 2013 года грузооборот ПКТ возрос на 5,5% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года, достигнув 352,21 тыс. TEUs.

    Между тем, у «Петролеспорта» дела обстоят хуже – контейнерооборот этого терминала, по имеющимся в распоряжении ИАА «ПортНьюс» данным, в апреле 2013 года составил 65,393 тыс. TEUs, снизившись на 3% по сравнению с апрелем 2012 года. Для того, чтобы догнать лидера, ПЛП необходимо переваливать контейнеров на 50% больше. За январь-апрель 2013 года грузооборот ПЛП сократился на 5,5% - до 251,86 тыс. TEUs. Получить комментарии у Global Ports о причинах снижения грузооборота на момент публикации статьи не удалось. Можно предположить, что произошло это из-за того, что часть объемов с «Петролеспорта» ушла на другие мощности, в том числе на ПКТ.

    Отметим, что сам по себе «Петролеспорт», на наш взгляд, расположен не слишком удачно – прямому подходу к нему препятствует о. Кривая Дамба, снос которого был давно запланирован в рамках программы реконструкции порта. Тем не менее, эксперты и экологи сомневаются в целесообразности этого проекта.


    Так, работы по сносу Кривой Дамбы в Большом порту Санкт-Петербург оцениваются более чем в 10 млрд руб. Такие оценочные данные в ходе VI ежегодной международной конференции «Трилогия» в Санкт-Петербурге привел начальник службы навигационной и экологической безопасности администрации Большого порта Санкт-Петербург Андрей Юрченко. Высокая стоимость объясняется необходимостью вывоза и захоронения огромных объемов загрязненного грунта, что делает данный проект экономически нецелесообразным. В свою очередь, представители экологических организаций высказывали опасения в связи с планами сноса дамбы, который, по их мнению, может нанести ущерб окружающей среде.

    Что касается «Контейнерного терминала Санкт-Петербург», то его контейнерооборот за январь-апрель 2013 года вырос очень значительно – примерно на 80% в сравнении с показателем прошлого года, достигнув 131,8 тыс. TEUs. По нашему мнению, это связано, в частности, с приходом значительных объемов линии MSC (более 30 тыс. TEUs в месяц).

    В дальнейшем конкуренция между игроками может только усилиться, так как каждая из указанных компаний имеет инвестиционные планы наращивания мощностей. Преимущество позиции НКК состоит в наличии площадки в порту Усть-Луга (УЛКТ), что позволяет более гибко реагировать на требования рынка. Усть-Луга как порт имеет ряд преимуществ в сравнении с перегруженным Санкт-Петербургом.

    Кроме того, идет активное строительство аванпорта Бронка, расположенного в стороне от исторических районов Санкт-Петербурга.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен