• 21 февраля 2013

    Ректор МГУ им. адм. Г.И. Невельского Cергей Огай: «Наши выпускники плавательных специальностей – нарасхват»


    - Сергей Алексеевич, расскажите, пожалуйста, сколько сейчас обучается всего студентов и курсантов в МГУ? Какие планы по набору 2013 года? Как оцениваете уровень подготовки абитуриентов?


    – В настоящее время в МГУ им. адм. Г.И. Невельского обучаются около 8 тыс. курсантов и студентов, из них по программам высшего профессионального образования (ВПО) – 5500 человек, среднего профессионального образования (СПО) – около 2000, начального профессионального образования (НПО) – около 500 человек. В новом учебном году планируем принять на все специальности около 2 тыс. абитуриентов. Надо отметить, что в последние два года уровень подготовки абитуриентов несколько повысился. Приходят ребята с достаточным знанием математики и физики.

    - Как вы привлекаете в вуз курсантов и студентов, проводите ли работу по профориентации молодых людей?

    – В университете работает центр «Абитуриент», который проводит большую профориентационную работу среди старшеклассников Владивостока и Приморского края. Кроме этого, сотрудники Морской академии, институтов и колледжей тоже активно занимаются этой работой. Курсанты во время каникул в своих городах и селах проводят встречи со школьниками, где рассказывают о морской профессии и раздают ребятам буклеты и проспекты для знакомства с морскими специальностями. Кроме этого, мы поддерживаем тесные связи со школьниками из кадетского корпуса в г. Хабаровск. Преподаватели Морской академии приезжали и проводили встречи с кадетами, в итоге десятки ребят и девчат стали курсантами и проявили себя как отлично подготовленные к учебе. Несколько лет подряд проходят морскую практику на нашем учебном паруснике «Надежда» ребята из Сургута и Нефтеюганска, где они занимаются в военно-спортивной детско-юношеской школе «Беркут» и в отряде «Тайфун». За время рейса на паруснике юнги знакомятся с морем, успевают зарекомендовать себя дисциплинированными и любознательными, вместе с курсантами-практикантами Морской академии выполняют палубные работы, несут наряды и после окончания плавательной практики получают квалификацию матроса. И эту очень важную работу по привлечению молодежи из разных регионов страны на работу в море мы будем продолжать.

    - А какой процент обучающихся составляют девушки? Приходят ли девушки обучаться плавательным специальностям?


    – В нашем университете для девушек есть большой выбор специальностей: психология, социология, морская экология, документоведение со знанием восточных языков и т.д.

    В общей сложности, в университете около 21% обучающихся составляют девушки. А в последние годы все больше девушек выбирают традиционно «мужские» специальности: судоводитель, радиоинженер, а в этом году даже на судомеханический факультет поступила учиться девушка.

    - Курсанты плавательных специальностей обеспечиваются проживанием, обмундированием и питанием, а на студентов береговых специальностей это распространяется?


    – Студенты обучаются в университете, как на бюджетной, так и коммерческой основе, по возможности обеспечиваются платным общежитием. Питаются студенты самостоятельно.

    - Происходило ли в вашем вузе объединение со средними учебными заведениями для создания вертикально-интегрированного образовательного комплекса? Если да, то как вы оцениваете результаты?

    – В 2000 году на базе нашей, тогда Морской академии, состоялось совместное заседание коллегий Министерства образования РФ и Министерства транспорта РФ. Было принято решение о создании на базе нашего вуза в переходном периоде образовательного комплекса присоединением Владивостокского мореходного училища. Это было сделано. Затем, в ходе выполнения постановления правительства РФ «Об университетских комплексах» в состав вертикально-интегрированного образовательного комплекса МГУ им. адм. Г.И. Невельского вошли: в 2003 году – Сахалинское высшее морское училище им. Т.Б. Гуженко (г. Холмск) – Сахалинский филиал, в 2005 году – Благовещенское речное командное училище (г. Благовещенск) – Амурский филиал, Находкинское профессиональное училище № 14 (г. Находка) – Находкинский филиал, а также профессиональное училище № 7 г. Владивостока, которое с 2007 года стало Морским технологическим колледжем. Таким образом, начиная с 2000 года, в университете сформировалась и эффективно работает система непрерывного морского профессионального образования. Эта система, безусловно, оправдала себя. У обучающихся появилась возможность мобильно повышать уровень образования. Среднее профобразование в наших колледжах весьма востребовано, так как подход к воспитанию, условиям проживания и обучения в университете единый.

    - Планируется ли открытие новых специальностей?

    – Конечно. Уже в этом году будут получены лицензии по программам высшего профессионального образования – управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (бакалавриат), социология, социокультурная деятельность и техносферная безопасность (магистратура). Идет подготовка по лицензированию новых специальностей, которые будут востребованы в наших филиалах в Благовещенске и Холмске.

    - Ощущается ли в ВУЗе дефицит профессорско-преподавательского состава? Если да, какие меры, по вашему мнению, необходимо предпринять для привлечение кадров в ВУЗ?


    – Дефицита профессорско-преподавательского состава в университете нет, другое дело, что по многим кафедрам, особенно в Морской академии, возрастной ценз сотрудников уже на пределе.

    Обновление молодыми кадрами идет медленно, поскольку наше бюджетное образовательное учреждение по оплате труда не выдерживает конкуренции с судоходными компаниями. Для привлечения молодых преподавателей в ВУЗ необходимо существенно поднять заработную плату, стимулировать возможностью карьерного роста и творческой научной работой. Такая задача поставлена президентом РФ. Мы ее решаем. Первый этап – это обеспечение заработной платы на уровне средней по региону.

    Немаловажное значение имеет также обеспечение молодых кадров жильем. В приоритетном порядке в университете предоставляется возможность проживания в общежитии для сотрудников аспирантам и молодым преподавателям. Сегодня обновилось законодательство по жилищно-строительным кооперативам. Такие кооперативы призваны позволить построить жилье для госслужащих, преподавателей вузов, научных сотрудников. Для нас такая возможность представляет интерес.

    Для привлечения молодых кадров в ВУЗ важное значение имеет и оснащение лабораторно-тренажерной базы оборудованием нового поколения. Вот по этим направлениям мы сейчас и работаем, чтобы в ближайшей перспективе иметь высококвалифицированные преподавательские кадры.

    - Какое количество выпускников остаются работать в российских судоходных компаниях?

    – Наши выпускники плавательных специальностей – нарасхват. Заявок от судоходных компаний для принятия на работу младших командиров морского флота в последние годы на 20-30% больше, чем выпускников. Такая востребованность, конечно, радует. Замечу, что это все наши дальневосточные компании. Поэтому можно сказать, что все 100% выпускников после окончания идут работать в российские компании. Но затем начинает работать конкуренция на рынке трудовых ресурсов. Лучшие специалисты находят привлекательную работу, в том числе в зарубежных судоходных компаниях.

    - Расскажите о научной деятельности, о каких-то интересных научных работах, над которыми работают в ВУЗе. Участвуют ли представители МГУ в законотворческой деятельности, в частности, в работе Международной морской организации (ИМО)?


    – Научной деятельности в университете придается особое внимание. Наш проект «Амфибийное опорно-движетельное устройство» вошел в федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие гражданской морской техники до 2016 года» и на него получена международная заявка по договору патентной кооперации. Государственную поддержку как ведущая научная школа получила работа «Фотонные сенсоры и измерительные системы для прецизионных измерений нанометрических физических величин различной природы». В ФЦП «Поддержка научных и научно-педагогических кадров инновационной России» вошли проекты «Организационно-техническое обеспечение проведения международной молодежной конференции «Судостроение, судоходство и развитие Северного морского пути. Деятельность портов, освоение океана и шельфа», «Разработка отечественных телеуправляемых подводных комплексов для обследования акваторий и обеспечения безопасности судоходства в Арктическом регионе с использованием новейших лазерных технологий», «Разработка новых технологий для арктической океанотехники».

    Для повышения эффективности научных исследований создан Научно-исследовательский институт морского транспорта. Внедрением научных разработок наших ученых, таких как использование в научных исследованиях телеуправляемого аппарата МАКС-300, альтернативной энергии и создания амфибийных вездеходов, будет заниматься созданное в университете Малое инновационное предприятие «Морские инженерные технологии». УПС «Профессор Хлюстин» переоборудуется в научно-образовательное и производственное судно совместно с ОАО «Совкомфлот», ОАО «Совфрахт» и Русским географическим обществом. Судно будет выполнять научные экспедиции в арктических акваториях и северо-западной части Тихого океана.

    В прошлом году была выполнена научная экспедиция на парусном учебном судне «Надежда», в ходе которой молодыми учеными под руководством под руководством своих наставников впервые в России в открытом море были проведены эксперименты по обследованию корпуса судна и морского дна телеуправляемым подводным аппаратом МАКС-300.


    Ученые университета участвовали в ЭКСПО-2012 в Ёсу (Южная Корея), где на ПУС «Надежда» был развернут плавучий павильон, в котором были представлены научные разработки и достижения Дальневосточного отделения Российской академии наук, МГУ им. адм. Г.И. Невельского, Дальневосточного федерального университета, Российского географического общества.

    Наш университет принимает участие во многих международных мероприятиях по морскому образованию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе и в законотворческой деятельности. Например, в июне 2010 года в Маниле (Республика Филиппины) ИМО провело Международную дипломатическую конференцию по принятию пересмотренных конвенции и кодекса ПДНВ. В мероприятиях этой представительной конференции участвовало учебное парусное судно «Надежда» с курсантами-практикантами на борту. Как член российской делегации я участвовал в ее работе и подписывал заключительный акт этой конференции и Меморандум о соглашении по созданию «Всемирного центра подготовки на борту судов».

    Беседовала Маргарита Бабкова.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен