• 9 января 2013

    Таможне пожаловали стратегию

    Председатель правительства России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии развития таможенной службы в РФ до 2020 года. План мероприятий в рамках стратегии должен быть предложен до 30 апреля 2013 года, переход на электронный документооборот предусматривается до 2014 года. По нашему мнению, стратегия отражает позицию ФТС и мало учитывает интересы бизнес-сообщества.

    «Как об стенку микрофон»

    Еще будучи президентом России, Дмитрий Медведев в октябре 2011 года подверг таможенную службу страны резкой критике, заявив о необходимости «радикальных изменений» в этой сфере.

    «Когда я слышу про таможню, мне иногда тяжело сдержаться, хочется прямо запустить микрофон в стенку, - заявил тогда Медведев. - Что ни сделаешь, все выворачивают наизнанку. Причем совершенно дурацкие зачастую требования, которые всех нас выставляют в совершенно идиотском свете - когда мы сами ищем по всему миру инвестиции, интеллектуальные продукты, еще что-то, а потом люди приезжают и им говорят - вот здесь заплатите, там заплатите. Это большая и системная проблема - как наводить порядок в наших таможенных органах. Я боюсь, без радикальных изменений не обойтись, хотя они уже происходили неоднократно».

    Можно ли увидеть озвученные ранее «радикальные изменения» в подписанной ныне стратегии развития таможенной службы в РФ до 2020 года? По нашему мнению, ничего радикального данный документ не предусматривает и во многом закрепляет существующий порядок вещей.

    Во-первых, главный посыл остается прежним – на первом месте при перечислении того, зачем вообще нужна таможенная служба, стоит сбор средств в бюджет. «Таможенные органы Российской Федерации по-прежнему играют важную роль в пополнении доходной части федерального бюджета. Так, в  2011 году объем поступлений таможенных платежей составил более 52% доходной части федерального бюджета. Анализ поступления таможенных платежей в федеральный бюджет за прошедшие годы свидетельствует о ежегодном перевыполнении таможенными органами установленного задания», - победоносно заявляется в тексте стратегии.

    Более того, в документе предусмотрены целевые индикаторы деятельности таможенных органов в фискальной части. Так, доля таможенных платежей, возвращенных плательщикам в связи с удовлетворением жалоб участников внешнеэкономической деятельности на решение либо действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в общем объеме уплаченных таможенных платежей не должна превышать 5% ежегодно. А уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет должен быть не ниже 100% ежегодно.

    Однако, по мнению многих экспертов, главной задачей таможни должно быть не пополнение бюджета, а предотвращение перемещения через госграницу запрещенных к ввозу и вывозу грузов (наркотиков, оружия, культурно-исторических ценностей и т.д.), а также защита национальной экономики через контроль уплаты экспортно-импортных пошлин. Пополнение бюджета – задача налоговиков, а не таможенников. Пока же последние в качестве приоритетной задачи своей деятельности будут рассматривать объем перечисленных в бюджет средств, избавиться от системы всевозможных препонов и поборов будет, на наш взгляд, практически невозможно. Печально, что задача борьбы с криминальными грузами стоит в документе лишь на втором месте после задачи пополнения бюджета, не говоря уже о задачах по упрощению и ускорению таможенного контроля и оформления, о которых говорится еще ниже.

    На горе всем буржуям…

    Далее документ закрепляет проведенную и весьма спорную реформу Федеральной таможенной службы (ФТС), связанную с переносом таможенного оформления к государственной границе. Данная Концепция не являлась согласованным правительственным документом и реализовывалась ФТС без оглядки на мнение других министерств и ведомств (Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы), не говоря уже о мнении бизнес-сообщества. Раз она попала в стратегию, подписанную главой правительства, теперь можно считать реформу одобренной (правда, «задним числом»).

    При этом, однако, в документе не дается бизнесу никаких гарантий того, что концепция не будет вновь изменена и инвестиции в таможенно-логистические терминалы у границы не будут, таким образом, потеряны. Ведь именно этим для многих обернулся перенос к границе.

    Антипредпринимательский  посыл содержится и в вопросе размещения сотрудников таможенных органов. «Размещение должностных лиц таможенных органов на арендуемых площадях приводит в некоторых случаях к их попаданию в определенную зависимость от коммерческих организаций-арендодателей, а также к  расходам бюджетных средств на аренду помещений, - говорится  в документе… - Задача размещения должностных лиц таможенных органов на собственных площадях с наименьшими затратами решается в том числе путем завершения строительства объектов и передачи таможенным органам помещений, необходимых для реализации ими своих функций». Намек, получается, состоит в том, что помещения должны строиться за счет частных инвесторов и безвозмездно передаваться в собственность  государству.

    В связи с этим напомним, что против порядка, при котором инвестор обязан передавать в безвозмездное пользование государству (еще и уплачивая налоги) помещения для размещения государственных контролирующих органов, без альтернативной возможности предоставления их в аренду или продажи, возражала Ассоциация морских торговых портов России. Аргумент со стороны бизнес-сообщества состоял в том, что государственные контролирующие органы получают возможность искусственно завышать требования к помещениям зная, что их в любом случае передадут в пользование безвозмездно.

    В стратегии нет ни слова и об ускорении прохождения таможенных процедур в морских пунктах пропуска, хотя они имеют свою специфику.

    Конечно, целевые показатели стратегии, которые обещают к 2018-20 годам резкое сокращение времени оформления, количества требуемых документов, безбумажные технологии и т.д. впечатляют. Но анализ основных посылов стратегии позволяет усомниться в их реальном достижении.

    Подводя итог, можно сделать вывод, что стратегии практически полностью отражает позицию ФТС и мало учитывает мнение бизнеса. «Радикальные изменения» обернулись очередным повторением старых посылок.

    Виталий Чернов.

    С полным текстом стратегии можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>