• 9 августа 2006

    КУГИ стремится решить имущественный конфликт в порту Петербурга

    Комитет по управлению государственным имуществом (КУГИ) Санкт-Петербурга предприняло очередную попытку ускорить решение вопроса о легитимности договоров аренды причалов в порту Санкт-Петербург стивидорными компаниями. Заместитель председателя КУГИ Алексей Чичканов провел 9 августа в Смольном специальное совещание на эту тему. На нем Санкт-Петербургскому филиалу ФГУП «Росморпорт» определили сроки для передачи документов в КУГИ. Это позволит уже в сентябре приступить к проведению независимой оценки стоимости причалов, на основании которой заключат новые договора аренды. В таком случае, стивидоры и «Росморпорт» смогут ходатайствовать в прокуратуру Санкт-Петербурга об отзыве поданных в Арбитражный суд исков.

     

    Дошло до суда
    Ситуация с арендой государственного имущества в порту Санкт-Петербург заинтересовала городскую прокуратуру в конце 2005 года. По мнению прокуроров, действующие в порту договоры аренды морских причалов, заключенные ФГУП «Росморпорт» со стивидорными компаниями, нарушают законодательство - не оформлены в Росимуществе. Это стало основанием для обращения прокуратуры в суд. С марта 2006 года Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленобласти принято 13 таких исков. Слушания по ним состоятся осенью этого года.

    В случае если суд признает действующие договоры незаконными, то работа порта может быть дестабилизирована. Чтобы не допустить такого поворота событий, к решению конфликта подключилось Министерство транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, которая поднимала вопрос об арендных отношениях в порту на одном из заседаний Морской коллегии при правительстве РФ. Сами стивидоры через Ассоциацию морских торговых портов (АСОП) так же ведут переговоры с чиновниками.

     

    Конфликт решать КУГИ
    На основании вышедшего в марте текущего года постановления Правительства РФ (N156), решение вопросов аренды гидротехнических сооружений (ГТС) в морских портах отнесено к компетенции Минэкономразвития, в структуру которого входит Росимущество. Именно это министерство должно утвердить методику оценки стоимости государственного имущества в портах и оформить новые легитимные договоры с арендаторами. Поскольку ситуация в порту Санкт-Петербург по вопросу аренды причалов стоит наиболее остро, то КУГИ Санкт-Петербурга специальным письмом переданы полномочия Росимущества по урегулированию конфликта.

    Поскольку причалами порта управляет в настоящее время «Росморпорт», то у специалистов этого госпредприятия КУГИ запросил ряд справочных документов. В частности, в срок до 15 сентября 2006 года Санкт-Петербургский филиал ФГУП «Росморпорт» должен передать проект технического задания по оценке рыночной стоимости ГТС. Если этот проект не будет идти вразрез с основными принципами проведения оценок, которые существуют в КУГИ, то он будет принят. В этом случае, независимый оценщик («Росморпорт» рекомендовал компанию «РМС-оценка») может приступить к работе уже в сентябре. Как отметил в беседе с ИАА «ПортНьюс» исполнительный директор АСОП Серик Жусупов, достигнуто предварительное соглашение о том, что оценка будет производиться исходя из восстановительной стоимости причалов. Это же «ПортНьюсу» подтвердили в Минтрансе РФ, который в начале августа направил в Минэкономразвития свои рекомендации по проведению оценки ГТС.

    Как известно, любые договора на аренду государственного имущества заключаются на основании проведения конкурсной процедуры. Однако 156-е постановление допускает передачу причалов в аренду без конкурсной процедуры тем стивидорным компаниям, которые имеют имущество, неразрывно связанное с причалом. Петербургский КУГИ запросил в «Росморпорте» к 21 августа список стивидорных компаний, которые имеют право на заключение новых договоров аренды вне конкурса. Кроме того, к этой же дате «Росморпорт» попросили разбить на лоты предназначенные для аренды причалы.

     

    Шанс договориться
    Какими будут новые договоры аренды, пока точно не знает ни кто. По словам Жусупова, существует предварительная договоренность, что минимальный срок, на который будет заключен договор с арендатором портовых ГТС, составит 15 лет. В действующих договорах этот срок не превышает 1 года. АСОП полагает, что индексация договоров будет производиться не чаще, чем раз в год и на величину инфляции с понижающим коэффициентом 0,8 или 09. Стоимость аренды, несомненно, возрастет. Различные эксперты и участники рынка расходятся в своих прогнозах будущих арендных платежей. Опрошенные ИАА «ПортНьюс» специалисты полагают, что цена аренды причалов может вырасти как на 10-20% так и в разы.

    Сроки проведения независимой оценки причалов петербургского порта так же назвать не берется ни кто. Стивидоры отмечают, что работа должна быть произведена колоссальная, требующая нескольких месяцев. Однако сам факт проведения оценки, надеются стивидоры, может быть воспринят прокуратурой Петербурга как стремление участников портовой деятельности привести договоры аренды в соответствие с законодательством. «Тогда у прокуратуры может появиться основание для принятия решения об оформлении мирового соглашения», - считает Жусупов. При этом некоторые стивидоры опасаются, что «Росморпорт» может не успеть подготовить все необходимые документы по запросу КУГИ, и у прокуратуры не будет оснований для остановки судебных дел. Но исполнительный директор АСОП уверен, что частным компаниям не придется брать на себя работу «Росморпорта» по подготовке основных документов, в том числе и проекта методики оценки ГТС. «Надо просто содействовать «Росморпорту» в этой работе», - сказал он.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен