• 24 июля 2006

    Южные порты: золотая середина

    Порты южного бассейна в первом полугодии 2006 года перевалили 77,50 млн. тонн грузов. Это составило 38,8% от общего грузооборота портового комплекса страны. В общей сложности, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), через южные порты прошло 21,9 млн. тонн сухих грузов и 55,6 млн. тонн наливных грузов. За это время порты Новороссийск, Темрюк и Кавказ оборот грузов увеличили. Незначительное падение грузов отмечалось в порту Туапсе и более заметное — в портах Астрахань и Таганрог.

     

    Новороссийск
    Порт Новороссийск обеспечил 73% суммарного грузопотока региона и 28% грузооборота всех российских портов. По статистике АСОП, в первом полугодии 2006 года через Новороссийск прошло 56,58 млн. тонн грузов, что на 3,7% выше аналогичного показателя прошлого года. Сухие грузы в структуре порта составили 12,78 млн. тонн; этот показатель превысил собственные прошлогодние данные на 3,2%. Однако традиционно основной объем в экспорте Новороссийска приходится на наливные грузы. Практически каждая третья тонна нефтяного экспорта России проходит через Новороссийск. Итог первых шести месяцев текущего года по наливным грузам — 43,8 млн. тонн — превысил результат прошлого года на 3,9%. При этом 65% всех наливных грузов порта (28,65 млн. тонн) прошло через крупнейшую стивидорную компанию порта ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП). Всего грузооборот компании возрос на 3,6% и достиг 37,35 млн. тонн. Это составило 66% грузооборота всего порта.
    Среди новороссийских стивидорных компаний динамику роста также продемонстрировали ОАО «Новороссийское «УТЭП» (грузооборот компании возрос на 76,4% до 0,66 млн. тонн), ЗАО «Геленджикский морской торговый порт» (компания перевалила 0,07 млн. тонн — это на 95,8% больше, чем в 2005 году), ОАО «Сочинский морской торговый порт» (объем перевалки грузов по итогам полугодия увеличился в 4 раза до 0,20 млн. тонн). Также собственные прошлогодние показатели превзошли ФГУП «Геопорт» (0,23 млн. тонн или +34,2% к первому полугодию 2005 года), ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» (1,28 млн. тонн или +6,4%), ОАО «Новолесэкспорт» (1,18 или +3,3%) и ЗАО «КТК-Р» обработал 15,13 млн. тонн грузов (+0,8%).
    Снизились показатели на 2,8% у ЗАО «Портхолдинг» до 0,37 млн. тонн и на 11,8% у ОАО Комбинат «Стройкомплект» до 0,104 млн. тонн.
    Перевалку грузов в текущем полугодии начал также морской порт Анапа. За этот период было отгружено 0,002 млн. тонн грузов.

     

    Туапсе
    Второе место по объемам перевалки на черноморском побережье занимает порт Туапсе. Кроме того, это единственный глубоководный черноморский порт, где ведется перевалка угля на экспорт. Силами двух стивидорных компаний порта, грузооборот Туапсе, по данным администрации порта, составил 10,45 млн. тонн, снизив прошлогодний результат на 2%. Основной грузопоток пришелся на компанию ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП), работающую на 14 причалах. Через ТМТП прошло 99,8% грузооборота всего порта или 10,430 млн. тонн. Грузооборот второй стивидорной компании ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт», работающей на причале рыбного порта, возрос за счет перевалки сухогрузов на 9,8% до 0,02 млн. тонн.
    Перевалкой нефтеналивных грузов в первом полугодии занимался только ТМПТ. Всего компания отгрузила 2,46 млн. тонн нефти (+0,4%) и 4,724 млн. тонн нефтепродуктов (-4,6%).

     

    Темрюк
    Еще 10 лет назад грузооборот порта не превышал 100 тыс. тонн в год, а основным видом перерабатываемых грузов были генеральные грузы: лес, лесоматериалы, металл, негабаритные грузы. Сегодня в структуре порта преобладает сырая нефть, мазут, удобрения, зерно, дизельное топливо.
    По данным Таманского филиала ФГУП «Росморпорт», в первом полугодии через порт прошло 0,54 млн. тонн грузов (+13%). Среди семи стивидорных компаний лидирующие позиции удерживает ООО «Темрюкмортранс», на долю которого пришлось 66,3% грузооборота порта (0,360 млн. тонн). На втором месте ЗАО «Сотра-Порт»: компания отгрузила 0,105 млн. тонн грузов (19,4% от грузооборота порта). Третий показатель — 0,073 млн. тонн (13,5%) — ЗАО «Кубаньгрузсервис».

     

    Кавказ
    В течение последних шести лет (исключение - 2005 год) грузооборот порта Кавказ плавно увеличивался. В первом полугодии объем перевалки грузов, по данным Таманского филиала ФГУП «Росморпорт», также возрос на 33,5% до 3,03 млн. тонн. Судя по показателям стивидорных компаний, которые одновременно наращивают грузооборот, общий показатель порта превзойдет результат прошлого года. В частности, ООО «СТЛ-Трейдинг» обработало 1,134 млн. тонн грузов. Это на 13,4% больше, чем в прошлом году. ОАО «Порт Кавказ — Южный район» увеличило грузооборот на 23,3% до 0,09 млн. тонн; ЗАО «Лада Геленджик Транс» увеличило перевалку грузов более чем в 5 раз до 0,021 млн. тонн.
    На причалах порта производится перевалка насыпных грузов: минеральных удобрений, зерна, концентратов различных руд, а также генеральных и лесных грузов и грузов в контейнерах. Кроме того, перевалка грузов производится на якорной стоянке в акватории порта. В минувшем полугодии рейдовая перевалка нефти сократилась более чем в 13 раз до 0,077 млн. тонн; рейдовая перевалка мазута за это же время возросла в 2,4 раза до 1,112 млн. тонн.

     

    Таганрог
    Порт Таганрог претендует на роль крупнейшего порта по перевалке мазута на побережье Азовского моря. Грузооборот порта Таганрог обеспечивают три стивидорные компании: ОАО «Таганрогский морской торговый порт» (ТМТП), ОАО «Приазовье» и ОАО «Таганрогский судоремонтный завод».
    Объем перевалки грузов, по данным АСОП, в первом полугодии сократился на 25,9% до 1,135 млн. тонн. Из трех стивидорных компаний, динамику роста продемонстрировало только ОАО «Приазовье». Компания увеличила перевалку грузов на 33,9% и обработала в конечном итоге 0,12 млн. тонн. На перевалку наливных грузов пришлось 0,06 млн. тонн (+23,7%). ОАО «Приазовье» имеет только один причал, однако компания использует дополнительную схему рейдовой перевалки грузов по варианту «судно-судно» на глубинах до 7 метров без захода в порт и постановки к причалу. Тем не менее, доля «Приазовья» в общем грузообороте порта составляет около 10%.

    Крупнейшая стивидорная компания порта ТМТП, по данным предприятия, за шесть месяцев сократила перевалку грузов с 0,991 млн. тонн в 2005 году до 0,808 млн. тонн в 2006 году. Однако перевалка наливных грузов компании возросла на 4,7% до 0,150 млн. тонн. Компания ТМТП обеспечивает более 70% общего морского грузооборота Таганрога, эксплуатируя 6 из 10 причалов порта.
    Третья стивидорная компания - ОАО «Таганрогский судоремонтный завод». Согласно статистике АСОП, за полгода компания переработала 0,207 млн. тонн грузов (-54%). Снижение грузооборота ОАО «Таганрогский судоремонтный завод» произошло за счет снижения перевалки сухогрузов на 56,4% до 0,195 млн. тонн.

     

    Астрахань и Оля
    В Астраханский транспортный узел (устье Волги) входят два порта: Астрахань и Оля. Основной грузопоток идет через порт Астрахань — 17 стивидорных компаний. По прогнозам экспертов, грузооборот порта Оля к 2010 году возрастет до 8 млн. тонн. В первом полугодии 2006 года грузооборот порта составил 0,135 млн. тонн. В порту работают две стивидорные компании: ОАО «Международный торговый порт Оля» и Каспийский контейнерный терминал.
    Несмотря на увеличение в три раза грузооборота порта Оля, в целом грузооборот Астраханского транспортного узла сократился на 28,3% до 1,77 млн. тонн. Снижение грузооборота эксперты связывают с сокращением объема экспорта грузов по Каспийскому морю в сторону Ирана. За первое полугодие только 6 из 18 стивидорных компаний порта Астрахань продемонстрировали динамику роста: ОАО «Астраханский порт» ПГР (увеличило грузооборот на 9,2% до 0,25 млн. тонн), ОАО ГК «Армада» (компания увеличила перевалку грузов на 63,4% до 0,19 млн. тонн), ООО ПКФ «Зюйд-Вест» (увеличение грузооборота на 38,5% до 0,08 млн. тонн), ООО ПКФ «Центральный грузовой район» (объем перевалки грузов возрос на 12,7% до 0,09 млн. тонн), ООО ПФ «ВТС-Порт» (грузооборот увеличился на 10,7% и составил 0,04 млн. тонн) и ООО «Астраханский зерновой терминал» увеличил перевалку грузов на 90% до 0,006 млн. тонн. ООО ПКФ «Юг-Терминал» также увеличил перевалку грузов более чем в 2 раза до 0,04 млн. тонн.

     

    Махачкала и Ейск
    Единственный незамерзающий российский порт на Каспийском море — порт Махачкала. Махачкалинский транспортный узел способен принимать транзитные грузопотоки нефти и нефтепродуктов из Средней Азии, а также часть экспортно-импортных грузов России, Ирана, Индии. Единственная стивидорная компания порта за шесть месяцев отгрузила 2,56 млн. тонн грузов (-0,6%).
    Порт Ейск в первом полугодии обработал 1,42 млн. тонн грузов (+13,6%). Большая часть — 1,386 млн. тонн — пришлась на сухогрузы. В порту Ейск работает 5 стивидорных компаний. Крупнейшая компания ОАО «Ейский морской торговый порт» перевалила 0,625 млн. тонн (+2,1%), то есть 43,96% грузооборота всего порта. Почти вдвое меньше — 0,348 млн. тонн грузов (+80,8%) - обработала вторая стивидорная компания — ООО «Директория-НМП». Грузооборот ООО «Ейск-Порт-Виста» составил 0,28 млн. тонн (+3,9%). При этом только у одной компании порта в текущем полугодии не наблюдалось динамики роста: ООО «Ейский портовый элеватор» сократил перевалку грузов на 27,5% до 0,07 млн. тонн грузов. Пятая стивидорная компания ООО «Ейск-Приазовье-Порт» обработала 0,098 млн. тонн грузов (+22,2%).

     

    Прогнозы сбываются
    Ассоциация морских торговых портов еще в марте спрогнозировала незначительное увеличение суммарного грузооборота российских южных портов. На конец полугодия, по данным АСОП, порты южного бассейна уже перевалили на 2,3% больше грузов, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, общий портовый грузооборот Новороссийска ежегодно растет со скоростью 15-20% в год.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен