• 12 июля 2012

    Темная история с Черным морем


    Черноморский бассейн становится все более опасным для судоходства и ведения стивидорной деятельности с точки зрения рисков возникновения стихийных бедствий, аномальных климатических ситуаций и других природных катастроф. Экологи тоже бьют тревогу – Черное море становится все более непредсказуемым.

    Два удара за полгода

    В прибрежных районах Краснодарского края в 2012 году режим чрезвычайного положения объявлялся уже дважды  - в феврале в связи с сильнейшим штормом и на днях, из-за наводнения.

    Так, черноморское побережье Краснодарского края в ночь с 7 на 8 февраля подверглось удару сильнейшего шторма. В связи с неблагоприятными погодными условиями тогда были прекращены работы в морских портах Новороссийск и Геленджик. Эти города пострадали от урагана сильнее всего. Скорость ветра в Новороссийске достигала, по разным данным, от 45 до 60 м/с.

    Кроме того, зимой произошла еще одна природная аномалия – Азовское море подверглось почти беспрецедентному замерзанию, что практически затруднило судоходство и создало препятствия для работы соответствующих портов.

    Но самый тяжелый удар стихия нанесла несколько дней назад, когда из-за непрекращающихся ливней водные потоки спустились с гор на населенные пункты (согласно официальной версии), результатом чего стали многочисленные жертвы среди населения, не говоря об экономическом ущербе.

    Порт Новороссийск был вынужден временно прекратить работу. Не обошлось без экологического ущерба - по данным Природоохранной прокуратуры 7 июля во время ливня в Новороссийске произошла утечка отходов нефтепродуктов из двух открытых резервуаров нефтебазы «Шесхарис». Нефтесодержащая жидкость по рельефу местности попала в акваторию Цемесской бухты. В результате разлива нефти площадь загрязнения в бухте достигла почти 300 кв. м. К 9 июля разлив нефтепродуктов был полностью ликвидирован, собрано 82 куб. м загрязненной морской воды.  По данным оператора нефтетерминала «Черномортранснефть», сход с гор селевых потоков привел к размыву иловых карт нефтесодержащих стоков на очистных сооружениях перевалочного комплекса. В настоящее время комплекс, по данным оператора, работает в штатном режиме, как и другой нефтеналивной терминал – «Каспийского трубопроводного консорциума».

    Наводнение вызвало перебои и в работе сухогрузных терминалов. Так, предприятия группы «Новороссийский морской торговый порт» были вынуждены временно приостановить работу. Возникли сложности с поступлением грузов по железной дороге. По данным НМТП, на 9 июля терминалы группы были способны обрабатывать железнодорожные грузы на 90%. Ранее ОАО «РЖД» сообщало, что этот показатель составляет 60%.

    «Мы начали отпускать погрузку в этот регион, но в ограниченных количествах, для того, чтобы обеспечить пропуск скопившихся составов», - заявил накануне первый вице-президент компании Вадим Морозов.

    Только на самой дороге в связи с происшествием скопилось более 100 грузовых составов. Были объявлены конвенционные меры, ограничившие погрузку в адрес Новороссийского транспортного узла. Поезда также скопились на соседних железных дорогах.

    «До происшествия на эту часть Северо-Кавказской железной дороги ежесуточно прибывало и отправлялось 25 грузовых поездов, а также 12 поездов с нефтью и нефтепродуктами на станцию Грушевая. По мере усиления инфраструктуры мы будем восстанавливать этот объем», - сказал Морозов.


    Беспокойное будущее


    Между тем, у ученых природная ситуация в регионе Черного моря вызывает все большее беспокойство. Максимальная высота волн здесь постоянно растет, количество штормов и их сила увеличивается. В акваторию моря, по данным экологических организаций, попадают удобрения с рисовых полей Краснодарского края и вредные вещества со свалок вместе с грунтовыми и речными водами. Рельеф прибрежных районов создает благоприятные условия для катастроф, подобных июльской.

    Между тем, Азово-Черноморский бассейн для России имеет ключевое, стратегическое значение. Здесь расположен крупнейший на настоящее время российский порт Новороссийск, а также будет строиться новый порт Тамань, который по грузообороту должен превзойти Новороссийск.

    Впрочем, российский Юг является не единственным портовым регионом мира с высоким уровнем риска природных катаклизмов. К примеру, Дальний Восток России также может подвергнуться похожим катаклизмам. К примеру, МЧС России уже предупредило о возможностях возникновения чрезвычайных ситуаций в связи с ливнями во Владивостоке. Традиционно от наводнений страдал и Санкт-Петербург, однако с завершением строительства Комплекса защитных сооружений этот риск существенно снижен.

    По оценке ООН, в числе наиболее уязвимых к катаклизмам портовых городов мира - японские Осака, Нагоя, Кобе и Токио, китайские Циндай, Гуанчжоу, Шанхай, Нинбо, Гонконг и Тяньцзинь, американские Нью-Йорк, Майами и Новый Орлеан, нидерландские Амстердам и Роттердам, Бангкок (Таиланд), египетская Александрия, индийские Мумбаи и Колката.

    В этой связи начинает развиваться бизнес по предоставлению услуг комплексной защиты портовой инфраструктуры от природных катастроф. Сильнее всего в этом продвинулись в Нидерландах. Очевидно, что строителям российских портов также необходимо перенимать данный опыт, хотя полностью уберечься от стихии, конечно же, невозможно.

    Виталий Чернов.