Государственная Дума России приняла в третьем чтении законопроект, регулирующий торговое мореплавание на Северном морском пути. Главная новация состоит в появлении единого хозяина Пути - его администрации. Законопроект также не предусматривает взимания платы за факт прохождения Севморпути, но ситуацию могут изменить подзаконные акты.
Начальник Севера
Если ранее было не вполне ясно, кто же является единым «хозяином» Пути - то ли «Атомфлот», то ли Минтранс, то теперь определено, что таковым становится администрация Пути, которая должна быть создана в форме федерального казенного учреждения. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в Росморречфлоте, в настоящее время документы, конкретизирующие процедуру создания администрации Пути и ее местонахождение направлены на рассмотрение в министерство транспорта. Содержание документов не раскрывается до их окончательного согласования. Отметим, что за звание «столицы» Северного морского пути боролись два основных претендента - Мурманск и Архангельск. Впрочем, ни тот ни другой город географически не входят в границы Пути, которые также обозначаются в законе (от Карских ворот до Берингова пролива).
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования, ему еще предстоит пройти Совет Федерации и рассмотрение президентом. Таким образом, он будет действовать уже к следующей навигации по Севморпути.
В соответствии с опубликованным текстом законопроекта в третьем чтению, в функции администрации войдет прием и выдача разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, а также другие функции, свойственные администрациям морских бассейнов, с полным перечнем которых можно ознакомиться в тексте законопроекта на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Дьявол спрячется в деталях?
Основной вопрос, который волнует бизнес, состоит в том, будет ли взиматься плата за факт использования Северного морского пути. В опубликованном тексте законопроекта говорится лишь о том, что разрешение на прохождение трассами пути выдается при соблюдении судном международного и российского законодательства и наличии страхования ответственности за возможный ущерб. При этом администрация Пути лишь выдает рекомендации об использовании ледокольного флота и услуг соответствующих лоцманов. Плата за эти услуги определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях с учетом вместимости судна, ледового класса судна, расстояния, на которое осуществляется проводка этого судна, и периода навигации. Оплата ледокольной проводки судна, ледовой лоцманской проводки судна осуществляется исходя из объема фактически оказанных услуг.
Однако остается открытым вопрос, за счет каких средств будет окупаться содержание самой администрации и ее расходов по поддержанию инфраструктуры - это будут чистые расходы бюджета?
Ведь плата за ледокольную проводку идет к тем организациям, которые ее оказывают - в данном случае к ФГУП «Атомфлот». Не исключено, что через подзаконные акты плата за ледокольную проводку будет взиматься непосредственно администрацией, но тогда между «Атомфлотом» и пользователем Пути появится посредник, что, скорее всего, приведет к повышению стоимости проводок. А ведь именно их величина в настоящее время является одним из главных факторов, сдерживающих развитие судоходства арктическими трассами.
Более того, уже сейчас компании, которые намерены регулярно использовать Северный морской путь, стремятся к оперированию собственным ледокольным флотом, а значит они вообще не будут оплачивать услуги по ледокольной проводке или будут, но минимально.
Ярким примером является «Норильский Никель», который имеет собственный арктический флот, способный обходиться без услуг ледоколов «Росатома». Арктический флот строится и по заказу «Совкомфлота», который будет предоставлять его соответствующим компаниям, планирующим работать на северных месторождениях (арктические газовозы для GazpromGlobal LNG, которые предназначены, в том числе, для работы на Штокмане).
Между тем, в России выделяются большие бюджетные средства на строительство новых мощных арктических ледоколов, в том числе атомного мощностью 60 МВт, который станет крупнейшим в мире, о чем более подробно мы писали ранее >>>> Окупятся ли эти затраты с учетом вышеозначенных тенденций?
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин, ранее работавший в «Норильском Никеле», для ответа на эти вопросы следует дождаться выхода конкретизирующих подзаконных актов, но в целом принятие закона можно оценить положительно. «Принятый Государственной Думой в третьем чтении законопроект, регулирующий вопросы управления судоходством на Северном морском пути, сам по себе можно оценить положительно. Ведь теперь становится понятным, кто на Севморпути главный, что облегчает работу и бизнесу, и органам власти. Безусловно, закон будет способствовать развитию и Мурманской области как региона, через морские порты которого осуществляется перевалка значительных объемов грузов, перевозимых по трассе Севморпути. В нашем порту Мурманск базируются и основные судовладельцы, участвующие в таких перевозках: «Атомфлот», Мурманское морское пароходство, транспортный флот Норильского никеля и другие», отметил Алексей Тюкавин.
Виталий Чернов.