Двухосадочный атом
Государственная корпорация «Росатом» объявила открытый конкурс на строительство атомного ледокола нового поколения мощностью 60 МВт. В России наиболее реальным подрядчиком по данному заказу может выступать Балтийский завод, который в лице ООО «БЗС» уже готовится к подаче заявки на участие в конкурсе.
Что нам стоит атомоход построить
Начальная (максимальная) цена контракта на строительство универсального атомного ледокола нового поколения, в соответствии с условиями конкурса, составляет около 36,96 млрд руб. Размер обеспечения заявки составляет 184,8 млн руб., обеспечения исполнения контракта - 11 млрд 87 млн 880 тыс. руб. Срок предоставления конкурсной документации истекает 30 июля 2012 года.
Финансирование открывается в текущем 2012 году и будет осуществляться в течение шести лет вплоть до ввода ледокола в эксплуатацию, запланированного на 2017 год. В соответствии с конкурсной документацией, в 2012 году на исполнение заказа должно быть выделено 5 млрд руб., на 2013 год – 5 млрд руб. на 2014 год – 10 млрд руб., на 2015 году – 7 млрд 916,2 млн руб., на 2016 год – 5 млрд 583,6 млн руб. и на 2017 год – 3 млрд 459,8 руб.
Наряду с бюджетным финансированием рассматривается возможность привлечения источников внебюджетных инвестиций, исходя из того, что возможно заключение долгосрочных контрактов на предоставление услуг атомного ледокольного флота и оптимизацию тарифного регулирования этих услуг. В этой связи стоит отметить, что накануне Госдума России приняла в третьем чтении законопроект, регулирующий вопросы управления судоходством по Северному морскому пути.
И реки по колено и море по плечу
Ледокол, конкурс на который был объявлен, означает новый этап в развитии атомного ледоколостроения. Во-первых, он будет самым мощным (60 МВт), во-вторых, основной его особенностью и преимуществом станет способность к изменению осадки. Все предыдущие ледоколы делились на мелкоосадочные и тяжелые, соответственно, каждый из них не мог использоваться в качестве универсального. Между тем, в российской Арктике необходима работа как в условиях тяжелого льда на морских трассах, так и в устьях рек. Новый ледокол сможет работать и в тех и в других условиях благодаря двухосадочной конструкции. Наполнив балластные цистерны водой (примерно 8-9 тыс. тонн) и осев на 2 м, такое судно становится тяжелым ледоколом. Подойдя к устью реки и слив балластную воду, судно всплывает и может работать как мелкосидящий ледокол, имея безбалластную осадку в пределах 8,5 м. Этого достаточно, чтобы заходить, например, в Дудинку и Обскую губу, а у Ямала подходить к припаю.
Проект данного ледокола №22220 ЛК60 разработан ЦКБ «Айсберг», а реакторная установка нового поколения «РИТМ 200» спроектирована ОАО «ОКБМ Африкантов» (входит в структуру «Росатома»). Она представляет собой двухреакторную установку с реакторами тепловой мощностью 170 МВт каждый - это больше, чем мощность установки, используемой в современных атомных ледоколах (140-150 МВт). В то же время «РИТМ 200» почти в два раза легче и компактнее, занимает меньше места на судне. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).
Конкурс есть, но альтернатив немного
Почти все атомные ледоколы в мире проектировались, строились и спускались на воду в СССР и России. Исключение составляют мелкоосадочные атомоходы «Таймыр» и «Вайгач», которые были построены на верфи Wartsila в Финляндии. Тем не менее, атомные энергетические установки во всех случаях устанавливались в нашей стране. За исключением легендарного атомохода «Ленин» (построенного Адмиралтейским заводом – ныне Адмиралтейские верфи), все ледоколы в СССР и России строились на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, там же устанавливались атомные реакторы на них.
Таким образом, на сегодняшний день Балтийский завод является единственной организацией, которая с 1956 года работала с атомными ледоколами, а также выполняла проекты в области надводной ядерной энергетики.
Между тем, в последнее время «Балтийский завод» оказался в сложном положении, связанном с финансовой несостоятельностью «Объединенной промышленной корпорации» (в которую входило предприятие), о чем более подробно мы писали ранее >>>>
В связи с этим было создано ООО «Балтийский завод-Судостроение» (входит в государственную «Объединенную судостроительную корпорацию»), в которое был переведен персонал «Балтийского завода» и контракты. А в результате состоявшихся 4 июля 2012 года в Москве торгов по продаже пакета акций ОАО «Балтийский завод», победителем аукциона признано ОАО «Западный центр судостроения» (дочерняя компания ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»). Аукцион состоялся по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по ОИП УФССП по Москве о передаче имущества должника на реализацию от 20 апреля 2012 года. В результате торгов ОАО «ЗЦС» приобрело пакет акций ОАО «Балтийский завод» в количестве 971 тыс. 524 акции за 224 млн руб. (около 88,3%).
Кроме того, 25 мая 2012 года «Балтийскому заводу-Судостроение» была выдана лицензия на сооружение ядерной установки атомного ледокола проекта 22220 (ЛК-60) с ядерными реакторами «РИТМ-200» со сроком действия до 1 марта 2017 года. Таким образом, предприятие юридически подготовилось к выполнению заказа.
Руководство «Балтийского завода-Судостроение» намерено развивать предприятие по направлению строительства атомных ледоколов и далее – в настоящее время разрабатывается проект его модернизации, благодаря которому завод сможет строить ледоколы мощностью до 100 МВт (пока проектов таких судов нет, но они могут появиться в будущем).
На запрос о том, планируют ли какие-либо другие предприятия подавать заявку на участие в конкурсе, в «Объединенной судостроительной корпорации» (объединяет все крупнейшие верфи России) на момент публикации данной статьи не ответили.
Виталий Чернов.