Юрлицом не вышел
Конфликт вокруг «Балтийского завода» - фактически единственного предприятия в России, специализирующегося на строительстве ледоколов, достиг такого накала, что в него вынужден был вмешаться председатель правительства России Владимир Путин. Принято решение вывести работников завода и все заказы на новое юридическое лицо, а старому позволить обанкротиться.
Летучие акции
Акции ОАО «Балтийский завод» (Санкт-Петербург), собственником которого является «Объединенная промышленная корпорация» (ОПК), были заложены по кредитам, выданным Центральным банком России «Межпромбанку» (ОПК). После банкротства последнего, Центробанк через суд 29 сентября 2011 года обратил взыскание на заложенные акции, после чего передал предприятие в управление государственного ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). ОСК сменила руководство завода и разработала программу его финансового оздоровления, однако 9-й Арбитражный суд Москвы 29 ноября 2011 года принял решение, в соответствии с которым передача акций Центробанку в качестве обеспечительных мер по выданным «Межпромбанку» кредитам была признана незаконной. После этого пресс-службой ОПК 2 декабря 2011 года было распространено сообщение о том, что информация о передаче верфи в доверительное управление Центробанку или ОСК является ложной.
9-й Арбитражный суд Москвы, а вслед за ним ОПК, сослались на главу 53 Гражданского кодекса России. В соответствии с ней, учредителем доверительного управления является собственник имущества. А так как собственники завода в доверительное управление завод никому не передавали, то ни Центробанк, ни ОСК не имеют права им управлять.
Летучие акции
Акции ОАО «Балтийский завод» (Санкт-Петербург), собственником которого является «Объединенная промышленная корпорация» (ОПК), были заложены по кредитам, выданным Центральным банком России «Межпромбанку» (ОПК). После банкротства последнего, Центробанк через суд 29 сентября 2011 года обратил взыскание на заложенные акции, после чего передал предприятие в управление государственного ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). ОСК сменила руководство завода и разработала программу его финансового оздоровления, однако 9-й Арбитражный суд Москвы 29 ноября 2011 года принял решение, в соответствии с которым передача акций Центробанку в качестве обеспечительных мер по выданным «Межпромбанку» кредитам была признана незаконной. После этого пресс-службой ОПК 2 декабря 2011 года было распространено сообщение о том, что информация о передаче верфи в доверительное управление Центробанку или ОСК является ложной.
9-й Арбитражный суд Москвы, а вслед за ним ОПК, сослались на главу 53 Гражданского кодекса России. В соответствии с ней, учредителем доверительного управления является собственник имущества. А так как собственники завода в доверительное управление завод никому не передавали, то ни Центробанк, ни ОСК не имеют права им управлять.
Тем не менее, Федеральный арбитражный суд Московского округа, в свою очередь, приостановил исполнение этого решения суда нижестоящей инстанции. Таким образом, завод пока остался под фактическим контролем ОСК, хотя и не в собственности госкорпорации. В материалах Федерального арбитражного суда Московского округа также говорится, что следующее заседание по данному делу назначено на 18 января 2012 года.
Первоначально ОСК пыталась купить завод у ОПК, однако две корпорации не сошлись в оценке акций, из-за чего и начались судебные тяжбы, которые можно объяснить попытками повлиять на стоимость имущества.
Между тем, «Балтийский завод» в настоящее время является, по сути, единственным предприятием в России, имеющим большой опыт в строительстве дизель-электрических и атомных ледоколов.
Как ранее в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал генеральный директор завода Андрей Фомичев, на сегодняшний день «Балтийский завод» - единственная в России организация, которая с 1956 года работала с атомными ледоколами, а также выполняла проекты в области надводной ядерной энергетики. «Больше в России никто этим не занимался… Так что альтернатив «Балтийскому заводу» по таким заказам нет!», - уверен Фомичев. С полным текстом данного интервью можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
«...Именно здесь был построен первый наш – первый в мире и первый советский – атомный ледокол «Ленин», затем ещё девять крупнейших судов такого же класса, атомных ледоколов. Самый большой в мире из них – это «50 лет Победы»», - напомнил в ходе визита на «Балтийский завод» 2 декабря 2011 года председатель правительства России Владимир Путин.
Добавим, что здесь же строились дизель-электрические ледоколы «Москва» и «Санкт-Петербург».
Также используемые в настоящее время в России линейные ледоколы серии «Капитан Сорокин», а также ледокол «Ермак» и менее мощные строились на верфи Wartsila в Финляндии.
Ход Путиным
В связи с этой уникальностью завода, его неопределенный статус поставил под угрозу срыва программу строительства 1 атомного и 4 дизель-электрических ледоколов, необходимых для работы в Финском заливе и в арктических регионах. На их строительство федеральным бюджетом на 2012 год и плановый период 2013-14 годов уже предусмотрено выделение средств, о чем более подробно можно прочитать в разделе «Актуальная тема» сайта ИАА «ПортНьюс» >>>>
Между тем, помимо неопределенного правового статуса «Балтийского завода», ситуация усугубляется наличием у него огромных долгов, которые, по данным правительства России, достигают от 12 до 15 млрд руб. «Это огромная цифра! 13–15 млрд рублей – неподъёмные совершенно для предприятия деньги. И это не даёт возможность ни заказы здесь разместить, ни гарантировать ритмичную работу, потому что при любых переводах на счета, они мгновенно снимаются и уходят в пользу кредиторов», - сказал Путин в ходе визита на «Балтийский завод» 2 декабря 2011 года.
Выходу из кризисной ситуации может помочь размещение госконтрактов на предприятии. 2 декабря 2011 года в ходе визита Владимира Путина на завод состоялось подписание контрактов между ОСК и ФГУП «Росморпорт» (непосредственный заказчик дизель-электрических ледоколов) на строительство 3 дизель-электрических ледоколов мощностью около 17 мВт и 1 мощностью 25 мВт. Общая сумма госконтрактов по ледоколам составляет 20,4 млрд руб. При этом, как ранее в ходе организованного ИАА «ПортНьюс» брифинга рассказал заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, в контракте предусматриваются конкретные предприятия, которые ОСК намерено задействовать для сроительства ледоколов - и приоритетным из них является «Балтийский завод» (рассматривался также вариант «Севмаша» в качестве запасного).
В соответствии с контрактами, ледокол мощностью 25 мВт должен быть построен к октябрю 2015 года, а ледоколы мощностью около 17 мВт – к октябрю и августу 2015 года.
Также подписано соглашение о подготовке к строительству серии атомных ледоколов мощностью 60 мВт и соглашение об использовании мощностей Балтийского завода при изготовлении плавучих частей корпуса двух десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль».
Общий объем размещенных заказов конкретно на Балтийском заводе составил 18 млрд руб. на 4 года. Но с учетом 15-ти миллиардного долга, львиная доля этих средств ушла бы на его погашение. Поэтому для того, чтобы решить проблему долгов, в ходе совещания была предложена схема, по которой все заказы и, соответственно, деньги пойдут на новое юридическое лицо, где будут числиться и все работники. Это не позволит кредиторам списать их со счетов. По словам присутствовавшего на совещания заместителя председателя правительства России Дмитрия Козака, такое юрлицо уже зарегистрировано.
Между тем, самому ОАО «Балтийский завод» будет позволено обанкротиться. «Для того чтобы защитить трудовой коллектив, защитить весь производственный потенциал Балтийского завода, мы вынуждены согласиться с банкротством завода. Мы должны пойти на это, удовлетворить эти требования (там около 70 российских и зарубежных кредиторов, которые предъявляют такие требования), чтобы разобраться с этой задолженностью в размере 15 млрд руб. Вполне возможно, что в рамках этой процедуры нам удастся её уменьшить», - пояснил планы правительства Дмитрий Козак. Он также обвинил нынешних собственников завода в умышленном затягивании судебных споров с Центробанком, чтобы «продолжать выводить активы с завода».
Если учесть, что следующим президентом России может стать Владимир Путин, то можно полагать, что принятый на совещании 2 декабря 2011 года план спасения «Балтийского завода» будет реализован до конца, а размещенные заказы сохранятся за петербургским предприятием.
Виталий Чернов.