• 11 октября 2004

    Бизнес Вентспилса уведет «Север»

     

    Проект «Север», стартовавший в пятницу в городе Приморске Ленинградской области, представляется российским правительством как главная экспортная артерия нефтепродуктов на Балтике. Правительство РФ перешло от пассивной к активной политике в сфере строительства новой трубопроводной инфраструктуры.

     

     

    Стратегический трубопровод

    Государственная акционерная компания «Транснефтепродукт» 8 октября приступила к строительству нового магистрального нефтепродуктопровода Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск в рамках проекта «Север». Нефтепродуктопровод будет заканчиваться морским терминалом на берегу Финского залива в Приморске (Ленинградской области), что позволит «расширить экспортные возможности России и исключить зависимость от сопредельных государств». Так охарактеризовал стратегическое расположение нефтепродуктопровода президент АК «Транснефтепродукт» Сергей Маслов. Учитывая выход на полную мощность Балтийской трубопроводной системы, общая экспортная мощность российской экспортной трубы в восточной Балтии составит 24,6 млн. тонн в год. Это составит примерно 40% российского экспорта нефтепродуктов и нефти. Строительство нефтепродуктопровода будет осуществляться в две очереди. Первая очередь включает строительство линейной части протяженностью 1056 км и терминала в порту Приморск. Ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса первой очереди мощностью 8,4 млн. тонн в год запланирован на 2007 год.

     

     

    Латвийских конкурентов подвинут

    Новый проект «Транснефтепродукта» составит конкуренцию Вентспилскому порту, который до недавнего времени являлся единственным на Балтике портом, через который шел основной поток российского дизтоплива за рубеж. Еще в начале этого года руководство «Транснефтепродукта» рассматривало планы по увеличению прокачки дизтоплива через латвийский порт с 4,2 до 6 млн., а в перспективе и 8 млн. тонн. Однако строительство новых перевалочных мощностей на собственной территории позволило российской компании поставить под угрозу бизнес Вентспилса. По мнению аналитиков, ввод в строй первой очереди продуктопровода «Транснефтепродукта» в Приморске на половину снизит прокачку дизельного топлива через Латвию.

    «Конечно, можно рассматривать новый проект «Транснефтепродукта» как возможность для российских экспортеров физически увеличить объемы экспорта нефтепродуктов, - комментирует «Аи92» нефтегазовый аналитик инвестиционной компании «Атон» Зарко Стефановский. . В то же время, есть и политическая причина. С вводом новых мощностей в Приморске, Вентспилский порт потеряет большую часть своего бизнеса. Для российских нефтяных компаний, это, наоборот, хорошо. В данный момент экспорт нефтепродуктов становится выгодным только тогда, когда он происходит по продуктопроводу. Другие виды транспорта менее привлекательны для экспортеров. Естественно, что экспорт нефтепродуктов по трубе для нефтяных компаний будет выгоднее, чем продажи топлива на внутреннем рынке. Но одно лишь строительство новых продуктопроводов не может коренным образом изменить ситуацию на внутреннем рынке, здесь работают множество иных механизмов».

     

     

    Прежние объемы экспорта?

    Сами экспортеры не склонны рассматривать новые транспортные проекты как возможности для увеличения экспортных поставок. Глава управления инвестиционного анализа и отношений с инвесторами нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Андрей Гайдамака считает: «Наша нефть и нефтепродукты попадают на мировой рынок в любом случае. Так что со строительством новых трубопроводов экспорт если и увеличится, то незначительно».

     

     

    Продуктопровод пустовать не будет

    Некоторые эксперты предсказывают сокращение объемов экспорта российской нефти в ноябре. Соответственно, рост цен на моторное топливо может временно приостановиться. По мнению вице-президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, который он высказал вчера в эфире Первого канала, «основная причина роста оптовых цен заключается в высокой стоимости нефти на мировых рынках и высоких доходах, которые получают российские нефтяные компании и государство от поставок сырья за рубеж». Таким образом, даже незначительное увеличение экспорта и сокращение поставок на внутренний рынок может привести к повышению стоимости нефти, что в итоге оборачивается увеличением себестоимости продуктов ее переработки и, соответственно, ростом оптовых цен на них. Аналитик ФК «Уралсиб» Марина Лукашева приводит данные о ежемесячном увеличении российского нефтеэкспорта на 1-1,5%. «Компании используют любые возможности для вывоза сырья за рубеж», - считает она. Следовательно, новые экспортные пути не будут простаивать. Скорее всего, сам факт наличия собственных российских экспортных трубопроводов, морских перевалочных мощностей, станет соблазном для российских нефтяных компаний наращивать объемы вывозимых из страны нефти и нефтепродуктов.

    В качестве поставщиков нефтепродуктов в проект «Север» могут выступить Омский HПЗ, «Уфанефтехим», Hовоуфимский HПЗ, Уфимский НПЗ, «Пермьнефтеоргсинтез», «Салаватнефтеоргсинтез», «Hижнекамскнефтехим», «Hижегороднефтеоргсинтез», «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» и «Киришинефтеоргсинтез».

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен