Новая земля: как реализуется знаковый проект в Петербурге

В каждом проекте искусственного создания новых земель свои особенности и нюансы. «Группа ЛСР» рассказала «ПортНьюс», как формируются новые территории в рамках масштабного регионального проекта «Морской фасад» в Санкт-Петербурге.

Морской фасад, АО "ЛСР. Базовые" / Фото: АО «ЛСР. Базовые»

Приморские страны с давних времен широко применяют технологии намыва территорий. Так люди решают проблемы наводнений, заболачивания территорий и отвоевывают у моря новые пространства для жизни. В современном мире лидирующие позиции по созданию новых территорий занимают Япония, Бахрейн, ОАЭ и Нидерланды. Достаточно вспомнить масштабные проекты в Персидском заливе. Это архипелаги «Мир», «Вселенная» и комплекс «Пальмовых островов», который стал достопримечательностью Дубая и символом ОАЭ.

России тоже есть чем гордиться на этом поприще. Технология искусственного создания новых земель широко применялась и продолжает использоваться в Санкт-Петербурге. Первые проекты появились еще при Петре I. Именно таким способом была увеличена площадь острова Котлин, где сейчас находится г. Кронштадт. Появились Летний сад, Троицкая площадь и Тучков буян. Город прирастал новыми территориями и в советские годы. За счет намыва Ленинград увеличил площадь города более чем на 3 тыс. га. Теперь там расположены такие улицы, как Кораблестроителей, Наличная, Савушкина и т. д.

Намыв территории, АО "ЛСР. Базовые" / Фото: АО «ЛСР. Базовые»

Сегодня Северная столица также прирастает намывными территориями. В сентябре 2004 года администрация Санкт-Петербурга объявила о решении начать намыв искусственных территорий в западной части Васильевского острова. Первоначально речь шла о строительстве пассажирского терминала для приема судов морского класса «Морской фасад». В 2006 году проект «Морской фасад» был расширен — помимо порта, было решено намыть земли под общественно-деловую застройку. В общей сложности планируют сформировать 476 га новой территории, предполагающей намыв земель в юго-западной и северо-западной части Васильевского острова. Воплощение проекта в жизнь выполняется в несколько этапов намыва территории. Так «Морской фасад» из портового проекта для приема круизных лайнеров перерос в масштабный градостроительный и девелоперский, став крупнейшим в Европе проектом по образованию и комплексному развитию территории.

Проект «Морской фасад» сегодня

Этапы проекта

Сроки намыва территории

Пассажирский порт в центральной части западной оконечности Васильевского острова

2005–2011 гг.

Южный участок 

2017–2018 гг.

Площадки под Шкиперскую развязку с ЗСД

2021 г.

Северный участок

2022–2026 гг.

К настоящему времени из 476 га общей площади намывных территорий сформировано 315 га (площадка Пассажирского порта, Южного участка и площадка под развязку). В ходе создания намывных территорий «Морского фасада» было использовано 20 млн куб. м песка.

Намыв в общих чертах

В отличие от Дубая, где острова формируются в открытом море, искусственная территория в Санкт-Петербурге прирастает за счет смещения береговой линии. При этом используемая технология выглядит так: сначала строится оградительная дамба, а далее по ее контуру ведется отсыпка песка, который добывается на дне Финского залива.

Для выполнения таких работ необходим как различный технический флот, так и опыт: строительства гидротехнических сооружений, выполнения ремонтного дноуглубления и транспортировки сыпучих грузов. Компания АО «ЛСР. Базовые», входящая в состав «Группы ЛСР», обладает всеми необходимыми ресурсами.

Компетенции компания получила еще при строительстве комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (больше известного петербуржцам как дамба). Для добычи морского песка в Финском заливе и его транспортировки и выгрузки на место строительства компания «ЛСР. Базовые» сформировала собственный флот. В его состав входят:

  • 2 землесоса типа «Ленинградский»;
  • 18 самоходных барж типа «Невский»;
  • 6 гидроперегружателей;
  • 3 единицы 16-тонных плавкранов;
  • 2 речных буксира.

Этот флот активно используется при реализации проекта «Морской фасад».

Самоходный землесос «Ленинградский-1»: L – 98 м, B – 16 м, T – 3,5 м, W – 2500 м3/ч , Ne – 9600 л.с. / Фото: АО «ЛСР. Базовые»

Намыв в деталях

В компании «ЛСР. Базовые» поделились нюансами выполнения работ по намыву территории «Морского фасада».

Песок для намыва поставляется с четырех подводных месторождений в Финском заливе: «Остров Сескар», «Сестрорецкое», «Стирсудденские банки» и «Стирсудден-Кюренниеми», лицензии на добычу песка с них имеет АО «ЛСР. Базовые».

Намыв территории, АО "ЛСР. Базовые" / Фото: АО «ЛСР. Базовые»

Добывается песок самоходными дизель-электрическими землесосами «Ленинградский-1» и «Ленинградский-2» (проекта Р2121), предназначенными для добычи нерудных стройматериалов с глубины более 30 метров и имеющими производительность более 2,3 тыс. куб. м песка в час каждый. Конструкция судна позволяет вести добычу морского песка как традиционным «атакующим» способом, так и при движении судна.

Далее песок самоходными баржами типа «Невский» грузоподъемностью от 2700 до 3900 тонн транспортируется к месту намыва. К слову, за время навигации таким образом может быть доставлено 6 млн куб. м. песка.

Буксир «Шлюзовой-140»: Ne – 640 л.с. / Фото: АО «ЛСР. Базовые»

Потом песок выгружается с помощью гидроперегружателей проекта Р-68А и Р166 номинальной производительностью по пульпе 6000 куб. м в час. Принцип их работы такой же, как у землесоса, — размыв грунта в трюме и откачивание пульпы по пульпопроводу на карту намыва.

Транспортировка пульпы от гидроперегружателя к берегу осуществляется с помощью плавучих резинотканевых волноустойчивых пульпопроводов, укомплектованных переходным понтонным оборудованием типа «вода — берег», далее — от берега к карте намыва — по металлическим быстроразборным пульпопроводам песок с водой под давлением доставляют на стройплощадку. Там жидкость откачивают, а грунт уплотняют спецтехникой. За два-три часа теплоход разгружается полностью и отправляется за новой партией песка.

Важная деталь — гидромеханизированная транспортировка намывного морского песка может выполняться только несколько месяцев в году, пока разрешена навигация. Зимой не позволяет лед, весной и осенью — период нереста. В межнавигационный период ведется так называемая пионерная отсыпка, когда песок привозят с карьеров самосвалами.

Намыв территории, АО "ЛСР. Базовые" / Фото: АО «ЛСР. Базовые»

Таким образом, задействованы разные способы отсыпки и техники. Теплоходы «ЛСР. Базовые» поставляют песок со дна Финского залива, самосвалы везут из карьеров. Бульдозеры и экскаваторы разравнивают холмы, меняя рисунок дюн, а катки уплотняют территорию, делая ее идеально гладкой.

«Группа ЛСР» является генеральным поставщиком морского песка для всего проекта «Морской фасад». В качестве подрядчика работ по намыву территории холдинг вошел в проект на стадии реализации Южного участка. Силами компании были выполнены работы по созданию 87 га Южного участка проекта. Полный комплекс работ по повышению высотных отметок и стабилизации территории «Группа ЛСР» завершила в декабре 2018 года, справившись с поставленной задачей на полгода раньше срока.

В ноябре 2021 года компания осуществила намыв площадки в южной части Васильевского острова для последующего строительства Шкиперской развязки Западного скоростного диаметра.

Фото: АО «ЛСР. Базовые»

В настоящее время продолжаются работы по формированию последнего участка масштабного проекта «Морской фасад», которые завершатся к 2026 году.

 

Софья Винарова