В Мурманском морском торговом порту (ММТП, входит в структуру АО «Национальная транспортная компания», НТК) реализован проект по телеметрии на 32 портальных кранах.
Данный проект позволяет получать информацию о состоянии портального крана в режиме реального времени: время наработки механизмов, количество потребленной электроэнергии, число выполненных грузоподъемных циклов и др.
Специалисты отмечают: если раньше приходилось с определенной частотой обходить каждый кран и вручную переписывать значения счетчиков, то теперь анализировать работу кранового парка можно удаленно, не отходя от компьютера. Это не только снижает трудозатраты, но и позволяет повысить эффективность погрузочно-разгрузочных работ.
Реализация проекта
снижает трудозатраты
и повышает эффективность
погрузочно-разгрузочных работ
Уникальность проекта, реализованного в Мурманском порту, заключается еще и в том, что часть портальных кранов была выпущена еще в 1970-е годы и на них технически не предусматривалась возможность размещения оборудования для телеметрии.
Директор по цифровому развитию АО «Национальная транспортная компания» Максим Кислов:
— Информация с кранов передается в централизованные системы обработки данных, где ее анализируют и принимают решения по повышению эффективности грузовых операций в порту. Выполнение производственных планов в ММТП не предусматривает каких-либо длительных простоев. Соответственно, все оборудование на всех основных грузовых районах должно быть постоянно в работе. Благодаря реализованному проекту мы получим возможность контролировать работу оборудования и его производительность, вовремя корректировать возникающие отклонения.
Отмечается, что весь проект был выполнен силами НТК, без привлечения сторонних подрядчиков. С целью повышения собственных компетенций в области промышленной автоматики в Мурманске и Москве были созданы обособленные подразделения, которые за счет своих инженеров реализовали данный проект. Они же будут осуществлять эксплуатацию системы в дальнейшем.
«В 2023 году в IT-вертикали НТК произошли существенные изменения. Мы усилили команды и в центральном подразделении, и в наших портах за счет привлечения новых специалистов в таких сферах, как железнодорожные перевозки, портовая инфраструктура, системы передачи данных и автоматизированные системы управлениях техническим процессом (АСУ ТП). Безусловный лидер в плане автоматизации на сегодняшний день — Дальтрансуголь (Ванино, Хабаровский край). Это наиболее современное предприятие проектировалось с учетом высокой степени автоматизации технических процессов. При этом и остальные терминалы НТК не отстают, реализуя новые проекты и проводя модернизацию», — рассказал директор по цифровому развитию АО «Национальная транспортная компания» Максим Кислов.
Справка
АО «Мурманский морской торговый порт» — единственный универсальный порт в регионе, входит в Национальную транспортную компанию. Обеспечивает круглогодичное судоходство для судов водоизмещением до 200 тыс. тонн. Мощности порта созданы для навалочных и генеральных грузов широкого спектра, в том числе крупнотоннажных и длинномерных. Грузооборот ММТП по итогам 2023 года вырос на 14,7% — до 17,3 млн тонн.
АО «Национальная транспортная компания» (НТК) управляет Мурманским морским торговым портом, терминалами в Ванино (Хабаровский край), Туапсе (Краснодарский край) и универсальным портом в Находке (Приморский Край). Компания также является одним из крупнейших железнодорожных операторов и ведет строительство крупнейшего в стране терминала для перевалки минеральных удобрений в Усть-Луге (Ленинградская область).